65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 8 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Самбо родилось во Владивостоке

Недавнее сенсационное открытие историков российского спорта повергло в шок многих. Оказывается, основателем самбо был не разрекламированный в советском боевике "Непобедимый" Анатолий Харлампиев, а человек головокружительной судьбы и наш земляк Василий Ощепков

История самбо в СССР долго оставалась белой страницей. Дело в том, что основатель этого популярного вида единоборств Василий Ощепков был репрессирован в 1937 году, и его имя находилось под запретом. Лишь недавно, в 1990-е годы, энтузиасты самбо раскопали его историю. Она оказалась удивительной. Оказывается, самбо зародилось... во Владивостоке!

Каторга

Будущий основатель самбо родился на Сахалине, в посту Александровском, у каторжанки Марии Ощепковой. Василия записали незаконнорожденным, что накладывало трагический отпечаток на судьбу младенца. В 11 лет он осиротел, и, казалось, парня ждала незавидная судьба, но случай распорядился иначе.

На Сахалин приехал глава русской православной церкви в Японии, первосвященный Николай Японский. Ему нужно было отобрать нескольких мальчиков в духовную семинарию в Киото. Так Вася Ощепков попал в Страну восходящего солнца, и перед ним открылась завидная перспектива - стать православным священником на этих удивительных и загадочных островах. Но судьба вновь сделала поворот.

Япония

Учились юные миссионеры в обычной школе, где Василий успешно овладевал всеми предметами, в том числе японским и английским языками. Кроме того, в общеобразовательную программу было включено преподавание дзюдо. Учитель Сато, симпатизировавший сироте, рекомендовал его в Кодокан - высшее учебное заведение борьбы дзюдо. И сообщил, под большим секретом, конечно, один из основных принципов отбора: на церемонии нужно было слушать учителя, основателя дзюдо Дзигаро Кано, не двигаясь.

...В Токио было столпотворение. Молодые люди в одиночку и группами направлялись к знаменитому институту Кодокан - дзюдо. Туда же держали путь городские зеваки в надежде на зрелище. И они не обманулись. Небывалый случай! В числе претендентов на зачисление в институт оказался русский.

Претендентов позвали в зал. Все соискатели чинно расселись на соломенных татами. Сел и Василий. Ноги почти сразу же затекли: он еще не привык сидеть по-японски на пятках. Вытянуть бы ноги или пошевелить пальцами... Сразу бы полегчало. Но делать этого нельзя. Любое движение во время выступления Дзигаро Кано расценивалось как неуважение к "великому учителю".

Нравоучительная речь доктора Кано была необычайно длинной и скучной. Русский парень не особенно вникал в ее смысл. Он молил бога, чтобы все это поскорее кончилось. Но основатель дзюдо продолжал что-то монотонно бормотать.

Некоторые молодые японцы не выдерживали испытания. Кто-то оглянулся, кто-то чуть изменил позу, кто-то шепнул пару слов соседу. Василий ничего этого не замечал. Он давно перестал слышать "великого учителя" и теперь уже даже не молился, а стиснув до боли зубы, твердил себе: "Держись!"

Очнулся он от прикосновения чьей-то руки. Преподаватель института сообщил ему о принятии в Кодокан. Василий попытался встать. Но совершенно онемевшие ноги не послушались, и он без сил повалился на татами.

Кодокан

В архивах Кодокана до наших дней сохранилась запись о поступлении Василия Ощепкова - 29 октября 1911 года.

Даже в наши дни японские специалисты считают тренировки дзюдоистов у себя на родине непосильными для европейцев. В начале ХХ века система обучения была особенно жестокой. Учеников безжалостно бросали на татами, выламывали руки и ноги, и при этом нужно было благодарить учителей и соперников смиренным поклоном.

Кроме того, мешало русское происхождение Василия. Недавно окончившаяся русско-японской война заставляла других учеников видеть в нем врага, не спортивного, а реального противника.

Поначалу его часто выбирали в спарринг-соперники, а потом схваток с ним стали избегать - никто не мог одолеть упорного русского. Самое поразительное, что поступившие одновременно с Васей ученики не выдержали испытаний: все ставили Кодокан, и только он один окончил курс обучения. Василий стал первым русским, кому был присвоен черный пояс отличия.

Нужно учесть, что японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских данов, тем более иностранцам. Тем не менее они единодушно присвоили Ощепкову и следующую степень - второй дан.

Владивосток

В 1914 году Василий вернулся в Россию и выбрал местом жительства Владивосток. В те времена жизнь в городе бурлила. Дело в том, что из-за блокады европейских портов в начале Первой мировой войны все грузы из Азии шли по Транссибу. В дальневосточном Вавилоне смешались все нации и языки. Здесь нередко проводились международные соревнования по футболу, французской борьбе и другим видам спорта.

Во Владивостоке сохранился старый одноэтажный кирпичный дом на Корабельной набережной, 21, в котором сейчас размещается спортивный клуб Тихоокеанского флота. В начале ХХ века здесь находилось спортивное общество "Маяк", где Василий Ощепков и развернул свою работу.

Он основал первую в России секцию дзюдо и самозащиты по собственной системе, которая впоследствии развилась в самбо. В 1917 году в газете "Далекая окраина" была опубликована статья, рассказывавшая об уникальном по тем временам событии:

"16 июня в помещении владивостокского общества "Спорт" состоялось состязание по дзю-дзюцу (т.е. джиу-джитсу, - прим. авт.) прибывших из Японии... экскурсантов - воспитанников японского высшего коммерческого училища Отару и местного спортивного кружка дзюу-дзюцу, организованного его В.С. Ощепковым. Некоторые приемы самозащиты были продемонстрированы самим господином Ощепковым..."

Вскоре во Владивостоке и России стали как грибы появляться кружки новой экзотической борьбы - джиу-джитсу, созданной на основе дзюдо. Но кто еще мог похвастаться маркой Кодокана! Василий Ощепков был вне конкуренции.

В годы гражданской войны Ощепкова мобилизовали колчаковцы, и он, знающий японский язык, стал служить в управлении военно-полевых сообщений с японской армией, а чуть позже - работать на красную разведку и передавать НРА особо секретные сведения. Ощепков не был коммунистом, но в нем говорил русский патриот.

После окончания гражданской войны он оказался не у дел, но потом купил кинопроектор и зарабатывал тем, что демонстрировал фильмы. Он вообще любил все новое и активно менялся. Его жизнь - пример умения приспосабливаться к любым обстоятельствам.

Во второй половине 1920-х годов Ощепков был зачислен на кадровую службу в Красную Армию и назначен военным переводчиком Сибирского округа с центром в Новосибирске. Но главная цель его жизни состояла в другом. На новом месте он сразу начал пропаганду собственных приемов самозащиты. Однажды на собрании штаба Василий продемонстрировал несколько своих приемов, и восхищенное руководство тут же позволило организовать кружок по изучению приемов самозащиты. Услугами Ощепкова поспешила воспользоваться и местная милиции.

Слухи о поразительной системе борьбы дошли и до Москвы. В 1929 году его пригласили в столицу. Журнал "Физкультура и спорт" в декабре 1929 года писал:

"На днях при спортивном секторе при ЦДКА открываются двухмесячные курсы. В программу занятий войдут: 1. броски, рычаги, удары руками и ногами и удушения; 2. приемы самозащиты невооруженного против вооруженного винтовкой, револьвером, саблей, ножом или другим холодным оружием ближнего боя; 3. приемы рукопашной схватки двух невооруженных. За основу взята японская борьба дзюдо..."

Несмотря на то что борьбу по-прежнему называли дзюдо, на самом деле это была совершенно новая, разработанная Ощепковым система самозащиты, включавшая в себя многие другие виды борьбы, - он взял самое эффектное и эффективное. Газеты того времени писали, что приемы Ощепкова поражают не только действенностью, но и красивой техникой исполнения.

В секции Ощепкова при ЦДКА в Москве в свое время занимались Тухачевский, Якир, Буденный и другие советские военачальники. Так продолжалось до 1937 года...

Ощепков попал в "красную молотилку" одним из первых. Причина - пребывание за границей. Ему припомнили жизнь в Японии и учебу в духовной семинарии. В ночь на 1 октября 1937 года Василий был арестован и через 10 дней скончался в камере Бутырской тюрьмы. Обстоятельства его гибели неизвестны, но наверняка такой сильный человек не мог умереть естественной смертью.

А с 1938 года термин "борьба вольного стиля" (автор - Ощепков) был полностью узаконен приказом Всесоюзного комитета физкультуры и спорта. Борьба вольного стиля дошла до наших дней под именем самбо. Хотя это название принадлежит уже не Ощепкову. Его автор - один из его учеников, Спиридонов.

Необходимое пояснение

Те, кто видел фильм "Непобедимый" и кому знакомо имя Анатолия Харлампиева как основателя школы советского самбо, немало удивятся этому рассказу. Легенда, перенесенная на экран, надолго закрепилась в народном сознании. Но легенды бывают весьма далекими от правды. Харлампиев, ученик Ощепкова, действительно немало сделал для развития самбо в СССР, но не более того.

Сегодня имя Василия Ощепкова возвращено из небытия и по праву занимает принадлежащее ему историческое место - имя основателя самбо.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх