65.63 ↑ 100 JPY
11.21 ↓ 10 CNY
72.22 ↓ USD
63.94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 5 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

О том, как превратить футбол в show-time

Нынешняя весна принесла на своих крыльях не только абсолютное желание и авитаминоз. Для приморского футбольного болельщика весна - это прежде всего время возвращения качественной игры

Владивостокский "Луч" после шести туров вошел в пятерку лучших команд первого дивизиона, но, разумеется, рассчитывает на большее (см. цели и задачи на сезон). Но сегодня не об этом. Признайтесь себе, когда вы шли 6 апреля на футбол, думали об африканских легионерах нашего клуба? Сама по себе новость о появлении в "Луче" темнокожих футболистов в итоге стала главным спортивным событием зимы. Даже известные стремлением к достоверной информации владивостокские СМИ не гнушались давать полупроверенную информацию о том, как же зовут этих героев. В итоге Джорш Хумели и Симон Мвонда трансформировались в Джоржа Хамела и Саймона Пьера Мвондо Атангану. Чем же характерен их приезд в город на краю земли, где есть футбол и нет горячей, а порой и холодной воды? Грубо говоря, зачем?

Они разные, но они вместе

Когда с Джоржем и Саймоном удалось пообщаться непосредственно, они ответили просто: мол, предложили, почему бы и нет. Но не все так просто на самом деле. Джорж, на мой взгляд, вообще сверхценное приобретение - "Лучу" бесплатно достался игрок уровня Премьер-лиги. Давно известно, что хороший защитник ценится больше великолепного форварда, а учитывая, что футбол 21 века в основном разрушающий, - тем более. Простой парень из Намибии, кстати, капитан своей сборной, вполне возможно, действовал по принципу: "Куда угодно, но ближе к Европе" (ну не знал он, что Владивосток - это уже Азия). Другое дело - Атангана - тертый калач, повидавший виды и в составе олимпийской сборной Камеруна, и в команде "Данди Юнайтед", и в третьем английском дивизионе. Как удалось выведать у его агента (себя он просил не называть), не последнюю роль в переезде камерунца на восточные рубежи России сыграл и денежный фактор. По его словам, зарплата Атанганы превышает заработки пары-тройки игроков основного состава волгоградского "Ротора". Интересное сравнение, не правда ли?

Но неблагодарное это дело - считать чужие деньги. Кто платит, тот и заказывает музыку. Нынешняя реальность такова, что последние год-два российский футбол переживает небывалый прилив финансов. Реальные деньги есть уже не только у клубов Премьер-лиги, но и у команд первого дивизиона (никогда не забуду, с каким рвением допытывался у меня один тульский журналист: действительно ли у "Луча" бюджет больше 6 миллионов). В общем, капитализм, пусть и дикий, докатился и до футбола. То есть практика показывает, что любого игрока можно уговорить играть где угодно. Главное - подкрепить свою просьбу звонкой монетой. И это ни в коем случае не камень в огород руководства клуба, а, напротив, эпитет одобрения. Есть, конечно, еще один путь - игра на "бренд" команды. Это когда игрок меняет клуб не из-за денежного эквивалента, а по соображениям престижа. Но в России это случается крайне редко. Похвастать этим может разве что московский "Спартак", который до сих пор для иностранцев - флагман нашего футбола. А для остальных действует безотказная формула "товар-деньги-товар".

Футбол для равнодушных

Таким образом на вопрос: "Зачем африканцам Владивосток?" - ответ, я думаю, ясен. Теперь разберемся, зачем Владивостоку африканцы. Возвращаемся в начало измышлений и вспоминаем идущего на стадион болельщика. Это так называемый "эффект show-time". В чем смысл? Футбол сам по себе привлекает очень много людей, но все-таки эта аудитория ограниченна. Как расширить ее? Сделать так, чтобы футбол стал интересен и тем, кто в нем понимает мало? Для сравнения приведу в пример заокеанские лиги (НХЛ и НБА). На хоккей 80 процентов ходят, чтобы мордобой смотреть, а на баскетбол - чтобы красивые броски сверху забивали. Кстати, львиную долю абонементов (а на них держится большая часть бюджета команды) покупают именно эти болельщики.

В России этот прием заметили недавно. Так, в прошлом сезоне в Новосибирске, на матче местного "Чкаловца-1936", пели Иванушки Int. Клубы Премьер-лиги уже давно смекнули, что для привлечения потребителя необходимо, чтобы сам матч подкреплялся еще чем-либо. Представьте, что сыграли команды - 0:0, да так, что смотреть не хотелось. Как заставить болельщика еще раз на стадион прийти? Нужно показать ему, что, кроме самой игры, есть нечто интересное. Халява, например (в России любят халяву). Конкурсы устроить, показательные выступления и т.д. Баскетбол, кстати, в этом смысле намного проще: группа поддержки всегда привлекает внимание. Все вышеизложенное не мастер-класс, а лишь сравнение. Владивостоку, разумеется, до этого далеко, но если мы собираемся расти, то учиться необходимо уже сейчас. Приглашение африканцев - весьма удачный шаг, но требующий логического продолжения. Теперь, перефразируя знаменитого деятеля культуры, футбол во Владивостоке - больше чем футбол.

Сергей Соколов

Поделиться:

Наверх