Читать 5 мин. 15 сек.Китай

Почему Китай объявил войну Alibaba?

Почему Китай объявил войну Alibaba?
У китайского правительства есть законные причины проявлять бдительность в отношении высококонцентрированного интернет-сектора страны

Фото: Reuters

/ЕНВ/ С тех пор как китайские власти внезапно остановили запланированное первичное публичное размещение акций финтех-конгломерата Ant Group осенью 2020 года, его материнская компания, король электронной коммерции Alibaba, столкнулась с жесткой проверкой со стороны регулирующих органов.

В канун Рождества антимонопольный орган Китая объявил, что расследует исключительную деловую практику компании. А основатель Alibaba Джек Ма недавно развеял опасения по поводу своей судьбы, появившись на публике впервые с октября прошлого года, когда он выступил с речью, критикующей финансовое регулирование в Китае.

Простое объявление о расследовании в отношении Alibaba в одночасье стерло с рыночной стоимости компании более $100 млрд. Учитывая огромные регулирующие полномочия китайского правительства, инвесторы справедливо обеспокоены перспективами Alibaba. Но внезапные и агрессивные действия правительства против компании также многое говорят о слабостях режима регулирования.

Безусловно, у китайского правительства есть законные причины проявлять бдительность в отношении высококонцентрированного интернет-сектора страны. Ориентируясь на такие суперзвездные компании, как Alibaba, Китай следует глобальной регуляторной тенденции: политики США и Европейского Союза также обещают ввести более жесткие санкции против монополистических интернет-гигантов.

Подобно тому, как американцев беспокоит доминирование Amazon в электронной розничной торговле, у китайских потребителей есть не менее веские причины для беспокойства по поводу Alibaba. В 2020 году доля Amazon на рынке электронной коммерции США составляла немногим менее 40%, в то время как Tmall и Taobao от Alibaba занимали более 50% рынка электронной торговли Китая.

Текущее расследование в отношении Alibaba — не первый случай, когда деловая практика компании подвергается антимонопольной проверке. JD.com, второй по величине интернет-магазин в Китае, подал жалобу на Alibaba в антимонопольный орган Китая еще в 2015 году. Неудовлетворенный предполагаемым бездействием властей, JD.com подал иск против Alibaba в китайский суд (дело все еще продолжается).

Фактически, раньше Alibaba доминировала в электронной коммерции. На пике своего развития, когда она впервые была зарегистрирована в 2014 году, на долю этой фирмы приходилось более 80% китайского рынка онлайн-торговли. С тех пор его доля постепенно сокращалась JD.com и другими конкурентами, такими как Pinduoduo.

Итак, почему антимонопольный орган Китая так долго ждал, прежде чем начать расследование в отношении Alibaba? Многие связывают нынешнюю антимонопольную кампанию с октябрьским выступлением Ма и его, казалось бы, непокорным отношением к регулированию. Хотя замечания Ма могли быть спусковым крючком, основная причина связана с инерцией регулирования, явлением, глубоко укоренившимся в китайской бюрократической политике, считает эксперт TheJapanTimes.

Одно из таких ограничений связано с инициативами правительства Китая по продвижению инноваций как движущей силы экономического роста. Например, в 2015 году Государственный совет объявил о программе «Интернет плюс», направленной на стимулирование предпринимательства в цифровом секторе. Это поставило антимонопольные регулирующие органы в затруднительное положение, поскольку чрезмерно жесткое регулирование может помешать отечественным инновациям и предпринимательству. И последнее, что хотят сделать антимонопольные органы, — это действовать таким образом, который может быть воспринят как противоречащий национальной повестке дня в области развития.

Это объясняет, почему китайский антимонопольный регулятор применил «осторожный и терпимый» подход к технологическому сектору. Когда недовольные конкуренты жаловались на злоупотребления в деловой практике китайских технологических гигантов, власти предпочитали применять относительно мягкие инструменты регулирования, такие как Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией и Закон об электронной торговле.

Этим законам не хватает зубов, потому что самые крупные штрафы, которые могут быть наложены по ним, относительно невелики. И вместо того, чтобы начать расследование, антимонопольный регулятор провел административные собеседования с каждой из основных онлайн-платформ накануне Дня холостяков, крупнейшего в Китае мероприятия по продвижению электронной коммерции, чтобы убедить их не вводить ограничительные условия торговли для продавцов.

Точно так же регулирующий орган воздерживался от вмешательства в сделки слияния с участием «предприятия с переменной долей участия» — структуры, которую многие китайские технологические компании использовали для обхода государственных ограничений на иностранные инвестиции в интернет-сектор. До начала прошлого года сотни приобретений со стороны Alibaba и Tencent полностью ускользнули от антимонопольного контроля. В результате компании стали двумя крупнейшими инвесторами в цифровую экономику Китая, вместе владея значительной долей технологического сектора.

Эта регулятивная инерция продолжалась до фиаско Ant Group с IPO, когда антимонопольный орган получил четкий сигнал от высшего руководства Китая обуздать технологических гигантов.

Nvl Новости Восточной Ленты
автор статьи пожаловаться на статью