70,43 ↓ 100 JPY
11,76 ↓ 10 CNY
77,17 ↑ USD
68,88 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+8° ветер 3 м/c
12 апреля
Понедельник

Экономика

Исход моделей авто из России: пересаживаемся на отечественный автопром?

Главной проблемой рынка называют снижение курса рубля и рост утилизационного сбора

Фото: ЕНВ

/ЕНВ/ Разнообразие моделей на российском автомобильном рынке продолжает сокращаться. В 2020 году рынок покинули сразу 45 моделей - рекордный показатель как минимум с кризиса 2014 года. Этому способствует как падение покупательной способности населения, так и стремление властей увеличить локализацию производства машин в РФ без учета реалий рынка и направлений развития технологий.

Пандемия может укрепить нарастающую тенденцию сокращения модельного ряда на российском автомобильном рынке. В 2020 году с рынка ушли сразу 45 моделей - рекорд как минимум с 2014 года, по данным "Коммерсантъ".

Подавляющее большинство крупных автопроизводителей входило на российский рынок в 2000-е годы, когда он непрерывно рос. Даже после кризиса 2008 года ожидалось быстрое восстановление — так, в 2010 году Минпромторг прогнозировал увеличение продаж автомобилей к 2020 году до 3,6 млн штук. Но после кризиса 2014–2015 годов реализация стабилизировалась на уровне 1,6 млн машин, что на 16,3% меньше, чем в 2010 году, и на 35,8% ниже уровня 2014 года.

Сейчас российский рынок делят несколько альянсов: Renault-Nissan, Volkswagen Group, Hyundai и Kia, говорит управляющий директор и старший партнер, председатель "BCG Россия и СНГ" Владислав Бутенко. При этом если в 2009 году 38% продаж приходилось на бренды, не входящие в эти группы, то в 2020 году доля упала примерно до 16%, отмечает он, а автомобили всего двух марок - Lada и Kia - вместе заняли примерно 40% рынка в 2020 году. Это говорит о значимой консолидации рынка в руках нескольких производителей и, соответственно, о снижении модельного разнообразия, подчеркивает эксперт.

Абсолютно все зарубежные концерны, в том числе имеющие производство в РФ, главной проблемой рынка называют снижение курса рубля и рост утилизационного сбора. Последний был введен для защиты российского автопрома: локальным производителям он компенсируется через промсубсидии. В теории эти субсидии вкупе с ослаблением рубля должны были бы стимулировать локализацию автомобилей в РФ, однако стагнация рынка и быстро меняющееся регулирование на практике делают этот процесс крайне сложным.

В итоге многие модели дорожают, проигрывают конкуренцию и уходят с рынка.

Поделиться:

Наверх