65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 5 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Покоритель крутых виражей

Ведущий спортсмен владивостокской команды “Восток” и один из лучших гонщиков России Григорий Харченко считает, что главное в спидвее - жажда победы

Если какой-то русский не любит быстрой езды, покажите мне его. Хочется, знаете ли, посмотреть в глаза этого исключительного человека, удостовериться, что он существует на самом деле, а не плод чей-то воспаленной фантазии. Но, боюсь, просьба эта невыполнима. Потому что скорость любят все. И ничуть не удивительно, что мы так любим спидвей. Он - внутри, в крови, это наш менталитет, если хотите, наша психология. Да-да, именно так. Даже если вы никогда в жизни не были на спидвее, он все равно живет в вашей душе. Только вы об этом не знаете. Пока...

Время полета

Всегда - и в пасмурную погоду, и в изнуряющую жару - владивостокский стадион “Авангард” на выступлениях спидвеистов переполнен. Покоренные однажды и навсегда, сдавшиеся в плен эмоций, влюбленные в скорость и риск, жаждущие адреналина и куража по полной программе, зрители заполняют трибуны. С традиционным пивом и сухариками на закуску они требуют зрелища. И зрелище им предоставят. По полной программе. Шоу начинается! Главные действующие лица - гонщики. Это их время. Их звездый час, звездные минуты, звездные секунды, которые решают все. Аплодисменты, пожалуйста!

Из истории вопроса

Спидвею всего 80 лет. В 1923 году в австралийском местечке Вест-Майтланд близ Сиднея 31-летнему Джону Хоскинсу пришла в голову потрясающая идея: провести на ипподроме более увлекательное зрелище, нежели конные соревнования - мотогонки. Воскресным днем он устроил пробные заезды. Рев мощных моторов заглушил звуки органа в церкви, и толпы верующих ринулись на ипподром на “разборки”. Джон Хоскинс думал, что его разорвут на части, но... Зрелище всем понравилось! И ему поручили к ежегодному дню конных соревнований - 15 декабря -организовать и мотогонки. Успех превзошел все ожидания. С тех пор 15 декабря 1923 года считается днем рождения спидвея. Новый вид спорта стал бурно развиваться, совершенствоваться и завоевывать популярность. Начали проводиться соревнования в других городах Австралии: Аделаиде, Перте, Сиднее. В числе участников тех гонок оказались уроженцы Англии, которые увлекли спидвеем Британские острова. В 1929 году мотогонки перебрались на европейский континент, через год дебютировали в Польше, а в 1932-м - в Германии и Австрии. Так началось триумфальное шествие спидвея по миру.

Во Владивостоке спидвей с давних времен пользовался большой популярностью, правда 15 лет стадион “Авангард” пустовал без гонщиков. Возрожденная в 1999 году благодаря усилиям нынешнего президента клуба Юрия Копылова, команда “Восток” достаточно успешно выступает на открытом чемпионате России. Все финансирование и обеспечение команды городская администрация берет на себя. В нынешнем сезоне “Востоку” уделяется особенно трепетное внимание: закуплены новые мотоциклы, форма, проведены заграничные тренировочные сборы.

Опасности подстерегают только безмозглых

Григорию 43 года. Осенью исполнится четверть века его пребывания в “Востоке”. Двадцать пять лет - да большинство остальных членов команды столько еще не прожили! Однако Григория это нисколько не смущает. В спидвее нет возраста, считает он. Главное - результат. А он у Харченко всегда на высшем уровне.

- Многие ахают: дескать, какой отважный! Столько лет сознательно подвергать свою жизнь опасности! И во имя чего? А я на это отвечу: опасности подвергают свою жизнь те, кто на мотоциклах по дорогам города на огромной скорости гоняют в одних наколенниках. Конечно, а зачем им голову беречь, если там мозгов все равно нет? Вот это - отморозки. А я занимаюсь профессиональным спортом. И если уж на то пошло, риск присутствует всегда и во всем. Никогда не знаешь, какой кирпич тебе на голову упадет. Что же теперь, из дома носа не показывать? Опасность... Да, она есть. У меня было много травм. Но когда я выхожу на старт, думаю не об этом. Я хочу победить. И пока во мне живет это желание, я буду заниматься спидвеем. А жажда победы во мне будет всегда. Значит, из спидвея я не уйду...

Действительно, история спидвея знает немало примеров, когда в соревнованиях принимали участие спортсмены весьма солидного возраста. Объясняется все просто: этот вид спорта не требует особых физических данных. Умение отжаться пятьсот раз от пола или проплыть стометровку за тридцать секунд гонщику на соревнованиях не пригодится, считает Харченко. Обладатель потрясающей величины мускулов устанет держаться за руль мотоцикла после первого же круга...

Раскаленный воздух гонок

- Так получилось, что спидвей стал моей работой. И работать здесь нужно хорошо. Всегда. Иначе зачем все это? Когда-то давно я числился электромонтажником на заводе. Смотрел иногда на мастеров: жизнь у них спокойная, размеренная. Мне такой не надо. Я горжусь своей работой. На гонках я испытываю... Нет, не кураж. Не знаю, как это называется. Но адреналин повышается. Иногда даже зашкаливает. Мне нравятся дух, атмосфера соревнований, когда сам воздух вокруг тебя раскален. Тогда я чувствую себя в своей стихии.

Звездная болезнь, считает Григорий, его успешно миновала. Может, потому, что ему это неинтересно? Ажиотаж, толпы поклонников, обступающих плотными рядами после соревнований с просьбами об автографе, звонки домой от незнакомых девушек - от этого никуда не деться. И такое внимание, безусловно, приятно. Но это - фантик, мишура, что-то ненастоящее... А вот молодые пацаны заболевают.

- Главная ошибка в чем? Молодежь сейчас в основном идет в спидвей зарабатывать деньги. А мы приходили потому, что жить не могли без этих железок. Чувствуете разницу? Небо и земля! Они хотят всего и сразу. Так ты сперва научись ездить, покажи результат - и все у тебя будет!

Show must go on

У Харченко растут трое сыновей. Старший, Алексей, - уже в команде спидвеистов. Младшие еще пока присматриваются. Может быть, они тоже станут гонщиками, как отец. Но этот будет исключительно их выбор. А в планах Григория - отметить осенью свой юбилей в спидвее. Пригласить известных гонщиков, погонять, посоревноваться. Сейчас он ищет меценатов, готовых вложить в эту затею деньги.

А если заглянуть уж совсем в далекое будущее... В нем Григорий Харченко создаст подростковую команду спидвеистов. Он научит талантливых мальчишек всему, что знает и умеет сам. Они узнают, что такое жажда победы. И будут так же стремиться к ней...

Досье “Н” Григорий Харченко - мастер спорта по спидвею. В начале спортивной карьеры занимался боксом, борьбой, спортивной гимнастикой, в которой, кстати, перед ним маячили большие перспективы. Но страсть к мотоциклам оказалась сильнее. С 1975 года Григорий начал заниматься мотокроссом в автошколе ДОСААФ. В 1978-м пришел в команду “Восток”. Самый результативный гонщик команды. Перечислять все его достижения и награды можно долго, так что ограничимся самыми важными: серебряный призер чемпионата СССР, бронзовый призер чемпионата СССР, серебряный призер кубка СССР, победитель отборочного этапа чемпионата мира, серебряный призер чемпионата Польши, трехкратный чемпион России, двукратный бронзовый призер России, серебряный призер России. И т.д., и т.п.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх