73,68 ↓ 100 JPY
11,64 ↑ 10 CNY
77,78 ↓ USD
68,34 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 8 м/c
EN
21 октября
Среда

Рекламные материалы

Минимализм в контексте поисков сущности искусства

Художники-минималисты отказываются от всех приемов и стилистических решений классического изобразительного искусства ради максимального очищения своих работ

Фото: kyiv.gallery

Минимализм является одним из направлений актуального искусства второй половины ХХ века. В его основе лежит стремление к эстетическому освоению объективной реальности. Художники-минималисты отказываются от всех приемов и стилистических решений классического изобразительного искусства ради максимального очищения своих работ от всех следов субъективности. Зрителю предлагается общая идея объекта, переданная при помощи минимального количества художественных материалов на сайте https://kyiv.gallery/ru/kartiny/minimalizm.

Зарождение и развитие минимализма

Сам термин "минимализм" принадлежит британскому искусствоведу Ричарду Уолхейму. Он использовал его для обозначения совокупности стилистических и концептуальных особенностей ряда картин, написанных в 1960–1970 годах. Идея минимизации вмешательства художника в процесс воспроизведения реальных объектов в том или ином виде артикулировалась и в предыдущие эпохи. Но свое завершенное и полное выражение она смогла найти именно во второй половине ХХ века. Искусствоведы связывают это событие с влиянием философии постмодернизма на изобразительное искусство. Идеи "смерти автора", деконструкции классической эстетики, отказа от навязывания ценностей вдохновили художников на создание принципиально нового направления, ключевым мотивом которого стал поиск объективной точки зрения на окружающий мир. Заметное влияние на формирование его эстетики оказал супрематизм, поп-арт, дадаизм, конструктивизм и формализм. Минимализм в свое время также называли "систематической живописью", "серийным искусством", "прохладным искусством".

Первыми полотнами, написанными по канонам нового направления, можно считать работы Фрэнка Стелла. В период с 1959 по 1960 год он создал серию "Черные картины". Полотна мастера позже были представлены широкой аудитории в нью-йоркской галерее Лео Кастелли. На них зрители увидели различные варианты конфигурации толстых черных линий с тонкими белыми полосками. Эстетические идеалы Ф. Стелла раскрывает девиз: " Ты видишь то, что ты видишь". Позже мастер создал еще несколько серий полотен ("Медные картины", "Польские деревни"), на которых появились полихромия и рельеф. В своем творчестве мастер руководствовался также принципом минимального вмешательства в творческий процесс, который позже стал базовым для всего направления. В качестве художественных материалов и инструментов он использовал куски стальных труб, проволочную сетку, а также краски с примесями металлов (медь, алюминий). Идеи мастера были настолько новаторскими и оригинальными, что позже он был удостоен престижной Национальной медали США.

В развитии традиции минимализма также принял участие Эльсуорт Келли. В своих работах он часто использовал 2-3 цвета для создания абстракций с невероятной четкостью и точностью форм. По его собственным словам, художник стремился рисовать то, чего никогда не видел, воплощая на полотне идеи, предельно очищенные от авторской субъективности.

Среди минималистов были также художники, которые пришли к нему после увлечения экспрессионизмом. Таким был творческий путь Антона Ламареса. Его полотна были созданы с применением древесины, картона и других материалов с рельефной поверхностью. Художник несколько отошел от традиционной для минимализма монохромности, сохранив при этом верность основным канонам направления. Стремление использовать художественные приемы для новых жанров изобразительного искусства побудило некоторых художников поэкспериментировать с пейзажами природы. Потрясающих результатов в этом направлении достиг чилийский мастер Хосе Естебан Бассо. Его пейзажи природы выполнены при помощи нескольких чистых цветов, зонирующих пространство неба и земли. Детали на полотнах практически полностью отсутствуют, позволяя зрителю самостоятельно представить цветы, деревья и другие мелкие объекты. До конца 1970-х годов минимализм прошел свою эволюцию и под влиянием других направлений актуального искусства дал толчок для развития нео-минимализму и пост-минимализму.

Основные художественные приемы

Картины в стиле минимализма можно опознать по вполне очевидному стремлению художника к простоте и освобождению зрителя от авторского диктата. Обычно используется простая комбинация цветов (черный, красный, серый, зеленый и желтый). Их глубину мастера пытаются передать через сложные формы объектов, а не путем цветовых контрастов. Пространство полотна обычно остается свободным от отвлекающих деталей, а зрителю преподносится объект в его самых общих чертах. Минимализм в равной степени удален, как от субъективизма, так и от реализма, считая его порождением предубеждений автора, следствием его позиции в пространстве или внешних условий созерцания. Нельзя сказать, что полотна не вызывают никаких эмоций. Просто своих целей художники достигают не путем цветовой игры, а за счет конфигурации общих очертаний объектов (пересечений линий, строгости контуров и т. д.). Язык картин в стиле минимализма в высшей степени метафоричен и преисполнен глубокого символизма. Но в отличие от полотен других направлений здесь требуется немало усилий, чтобы распознать замысел создателя.

Влияние минимализма на современную культуру

Трудно найти другое направление изобразительного искусства, идеи которого смогли бы оказать такое же мощное влияние на современный мир. Минимализм присутствует в архитектуре, дизайне, скульптуре и даже музыке. В каком-то смысле его идеи смогли сформировать новый тип мировоззрения, способного отвечать на вызовы нашего времени. Минимализм напоминает человеку о необходимости отказа от лишнего для ясного видения смысла и существенного. В потоке информации, людей, впечатлений и переживаний это умение становится одним из важнейших инструментов сохранения психического равновесия. Именно этим и можно объяснить его популярность в различных сферах деятельности.

Минимализм в украинском искусстве

Во время появления первых работ минималистов украинское искусство было изолировано от культурного влияния "буржуазного запада", но это не единственная причина сравнительно низкой популярности этого направления среди отечественных художников. Дело в том, что развитие минимализма во многом было обусловлено популярностью идей постмодернизма и становлением общества потребления. В советские времена уровень обеспечения был значительно ниже, чем в западных странах. К тому же, после развала СССР экономика Украины пока не смогла реализовать свой потенциал в полном объеме. Большинству наших граждан не известны проблемы, возникающие в обществах с высоким уровнем жизни, поэтому в искусстве идея избавления от "лишних вещей", наслоений и всего несущественного пока не находит должного внимания. Несмотря на это украинские живописцы используют художественные приемы минимализма, способного вызвать эстетическое наслаждение даже за пределами его идеологических установок. К тому же, мода на минималистический дизайн интерьера делает картины в этом стиле популярными и востребованными. Обычно украинские художники используют отдельные решения для создания авторского стиля.

Владимир Ильченко

Калина Фото: Владимир Ильченко

Сообразно со своим мировоззрением художник стремится представить зрителю ритм, очищенный от всякой предметности. Принципы минимализма помогают нащупать сущность объекта и показать его в неожиданном свете. Художник постоянно экспериментирует и ищет новые комбинации стилистических приемов. Помимо минимализма авторский стиль Ильченко испытал влияние модернизма, символизма и примитивизма.

Игорь Токарук

Шанс Фото: Игорь Токарук

Страсть к традиционным техникам живописи успешно сочетается со стремлением к выражению наиболее важных и значимых очертаний объекта. Принципы минимализма Токарук использует для очищения образов от бремени вещественности. Благодаря этому сюжеты картин обретают большую символичность, способную вдохновить зрителя на поиски собственного понимания их смысла.

Игорь Мельник

Принцесса Фото: Игорь Мельник

Мастер находится в постоянном поиске новых способов презентации внутренней красоты и смысла объектов, окружающих нас в повседневности. Приемы минимализма Мельник использует для выделения самых важных сторон и создания смысловой поливариантности сюжетов. Творчество художника испытало сильное влияние абстракционизма, импрессионизма, модернизма и экспрессионизма.

В онлайн-галерее KyivGallery вы сможете приобрести работы современных художников, использующих в творчестве приемы минимализма. Каждая картина является настоящим произведением искусства, способным подарить подлинное эстетическое наслаждение. Дополнительную информацию о художественных особенностях понравившегося полотна вы сможете получить у нашего специалиста.

Поделиться:

Наверх