Читать 19 мин. 24 сек.Рекламные материалы

Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина

Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина
Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина Идея открыть собственный розничный магазин, наверное, приходила в голову каждому.

Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина

Идея открыть собственный розничный магазин, наверное, приходила в голову каждому. Прибыльный бизнес без необходимости что-то производить — перспективная затея. Но для многих её привлекательность улетучивается уже при первых попытках разобраться что нужно для открытия магазина. Вопросов возникает гораздо больше, чем казалось на первый взгляд. И решать эту головоломку соглашаются только самым отчаянные и целеустремленные люди.
Открытие торговой точки — процесс действительно непростой, но выполнимый. Мы структурировали его и составили пошаговую инструкцию. Надеемся, она поможет вам реализовать план по запуску собственного бизнеса.

Основные задачи при открытии розничного магазина

Запуск бизнеса с нуля — дело хлопотное, а количество вопросов, которые нужно решить, кажется бесконечным. Если посмотреть объективно, то все они относятся к одной из следующих задач:
  • Сбор необходимых документов;
  • Регистрация предпринимательской деятельности;
  • Определение формы налогообложения;
  • Разработка бизнес-плана;
  • Поиск помещения;
  • Выбор оборудования;
  • Поиск поставщиков;
  • Подбор персонала;
  • Маркетинговые мероприятия (реклама, привлечение покупателей).
О нюансах каждой задачи мы вкратце расскажем в этой статье.

Плюсы и минусы розничной торговли как бизнеса

Розничная торговля — одно из самых популярных бизнес-направлений. У неё немало преимуществ, которые привлекают начинающих предпринимателей. Например:
  • Относительно понятная модель работы: покупаешь товар у производителя или поставщика и реализуешь его со своей наценкой.
  • Не нужно специальных ресурсов для реализации. Не требуется сложное оборудование, сырье. Нет волокиты с патентами и прочими «бумажными» вопросами, которые приходится решать производственным предприятиям.
  • Можно достаточно точно рассчитать ожидаемые расходы и доходы. Не так много внешних факторов, которые могут существенно изменить прогнозируемые показатели.
  • При правильном подходе к организации и грамотном маркетинге бизнес может существовать достаточно долго, много возможностей для масштабирования.
Но есть у розничной торговли и значительные недостатки. В их числе:
  • Высокая конкуренция практически во всех нишах.
  • Нужно вложить большую сумму на старте — аренда помещения, закупка товаров и т.д.
  • Часть товара будет оставаться нереализованной, его стоимость нужно закладывать в цены при их формировании.
  • Торговля может «не пойти», но этот риск есть в любом бизнесе.
Плюс у каждого направления есть дополнительные нишевые недостатки. Например, в торговле продуктами часть товара портится. При продаже одежды и обуви есть зависимость от моды. Остатки коллекций прошлых сезонов распродать очень сложно.
Прежде чем открывать магазин, просчитайте все возможные риски и точно решите, готовы ли вы к ним.

Какие документы нужны для открытия магазина

Владельцем магазина или любой торговой точки может быть только юридическое лицо — ООО или ИП (индивидуальный предприниматель). Поэтому начинать нужно с оформления юрлица.

Что нужно для регистрации ООО

Необходимо подготовить и предоставить в налоговую службу следующий пакет документов:
  • Заявление учредителя (инициатора создания компании);
  • Устав компании (2 экземпляра);
  • Решение о создании ООО (если учредителей несколько, нужен также протокол собрания и договор участников);
  • Копия паспорта владельца компании (если их несколько, предоставляете документы всех);
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
После подачи документов, если в них нет ошибок, через 7-10 дней ООО зарегистрируют.

Как зарегистрировать ИП

Для регистрации ИП понадобится меньше документов:
  • Заявление (составляется по установленному образцу);
  • Копии паспорта и ИНН;
  • Квитанция о внесении госпошлины.
Чтобы зарегистрировать ИП, даже не обязательно лично являться в налоговую службу. Пакет документов можно отправить по почте.

Регистрация в Роспотребнадзоре

Когда существование юридического лица — ООО или ИП — официально подтверждено ФСН, его необходимо зарегистрировать в Роспотребнадзоре. Для этого нужно собрать следующий пакет документов:
  • ОГРН (основной государственный регистрационный номер);
  • ИНН предпринимателя;
  • Паспорт, если ИП;
  • Заявление установленного образца.
Копии всех документов предоставляются в двух экземплярах.
Подать документы можно лично, поручить доверенному лицу, отправить по почте, пройти процедуру на портале Госуслуг. После подтверждения регистрации компании от Роспотребнадзора можно начинать бизнес. В первую очередь определиться с формой налогообложения.

Какую форму налогообложения выбрать?

Форма налогообложения определяется исходя из нескольких факторов. В частности:
  • Ожидаемая ежегодная прибыль;
  • Площадь торговой точки;
  • Количество наемных сотрудников.
В настоящее время в РФ действуют следующие системы:
ОСН — общая система налогообложения
Стандартная форма, которая подходит для юрлиц в виде ИП и ООО. Предусматриваете уплату налога в разере 20%, к которому также нужно приплюсовать добавленную стоимость. Еще за каждого сотрудника нужно будет платить страховые взносы. В итоге может получиться довольно внушительная сумма, которая «съест» большую часть прибыли.
УСН — упрощенная система налогообложения
Предусматривает замену стандартных налогов одним общим сниженным. Этот вариант может быть интересен начинающему бизнесу, но при условии, что в штате компании будет менее 100 сотрудников, а годовой доход не превысит 60 млн рублей. Платить налоги по УСН могут только ИП и ООО, у которых нет филиалов и региональных представительств. То есть, сетевики воспользоваться этой формой не могут.
ЕНВД — единый налог на вмененный доход
Эта система предполагает уплату в качестве налога фиксированной суммы. При этом она не зависит от прибыли компании в какой-либо период. ЕНВД платится раз в квартал. У этой формы налогообложения есть ограничения. Работать по ней могут:
  • Розничные торговые точки, у которых площадь павильона или торгового зала не более 150 кв.м;
  • Нестационарные торговые точки — лотки, киоски и подобные им.
Выбирая эту форму налогообложения, нужно учитывать, что платить налог придется, даже если доход магазина за отчетный квартал был ниже суммы самого налога, или магазин вообще не работал.
ПНС — патентная система налогообложения
Эта форма доступна только юрлицам в формате ИП. Удобный вариант для начинающих предпринимателей, которые хотят протестировать, пойдет ли их бизнес. Суть ПНС заключается в приобретении патента (разрешения) на предпринимательскую деятельность на ограниченный период (от 1 до 12 месяцев) в конкретном регионе. По сути, налог в размере 6% вносится в виде предоплаты.
У этой формы есть ограничения:
  • штат наемных сотрудников не более 15 человек,
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей,
  • площадь торгового зала — до 50 кв.м.
Если работать по такой системе ИП окажется удобно и выгодно, по истечению срока действия патента его можно будет продлить.

Бизнес начинается с бизнес-плана

При составлении бизнес-плана нужно максимально конкретно ответить на следующие вопросы:
  • Что будет продавать компания? Какие потребности клиентов эти товары закроют?
  • Кто ваши потенциальные клиенты? Определите целевую аудиторию.
  • Почему они будут покупать товары именно у вас? Продумайте, как выделиться среди конкурентов.
  • Сколько денег нужно на открытие бизнеса и где взять необходимую сумму? Здесь нужно просчитать затраты на старт, понять, доступна ли нужная сумма. Если нет, подумать, где искать недостающую часть — кредит, привлечение партнеров и т.д.
Бизнес-план необходим для запуска даже микро-бизнеса — открытия ларька или торгового лотка. Он позволяет предусмотреть возможные сложности, рассчитать ожидаемые расходы и доходы, действовать пошагово, а не метаться, не понимая, что важнее решить в данный момент.

Чем выгодно торговать в розницу?

При выборе ниши нужно учитывать много факторов: минимальные начальные инвестиции, размер необходимой торговой площадки, маржинальность. В качестве первого бизнеса, конечно же, хочется открыть магазин, который максимально быстро окупится и начнет приносить прибыль. В этом плане хорошими вариантами могут быть:
Продуктовый магазин
Один из самых популярных вариантов среди начинающих предпринимателей. Продукты питания покупают всегда, на провизию деньги тратятся в первую очередь, независимо от ситуации в экономике, времени года. Можно зарабатывать на высокой наценке или на объемах товарооборота. Магазин может быть специализированным — кондитерским, мясным, овощным — или универсальным.
Все это существенные плюсы. Но есть у торговли продуктами и немало минусов:
  • Конкуренция. Она крайне высокая.
  • Ограниченные сроки реализации многих групп товаров — молочка, мясо, сыры и т.д.
  • Необходимость в дорогом оборудовании — холодильники, морозильники и т.д.
  • Большие инвестиции в начале. В среднем небольшой продуктовый магазин окупается в течение 12-15 месяцев.
Розничная торговля цветами
Такие торговые точки привлекательны по нескольким причинам:
  • Относительно простая организация, не нужно дорогого специализированного оборудования;
  • Не требуется лицензия;
  • Для торговли достаточно небольшой площади;
  • Высокая маржинальность. Процент наценки практически не ограничен;
  • Цветы всегда пользуются спросом;
  • Ассортимент можно разнообразить аксессуарами для цветоводства, подарочной сувенирной продукцией и т.д.
Из минусов цветочного бизнеса основной — короткий срок годности товаров. Часть цветов остается нереализованной.
К недостаткам также можно отнести:
  • Высокую конкуренцию;
  • Высокую цену аренды помещений в «ходовых» местах;
  • Сложности хранения товара.
Продажа хозтоваров
Хозяйственные товары входят в число наиболее востребованных, лишь немного уступая продуктам питания. Но у такого бизнеса есть ограничения по расположению торговой точки. В городах это обычно рынки, спальные районы.
Наиболее предпочтительным вариантом являются районы с частным сектором, еще лучше — поселки. Если в городском хозмаге основную часть ассортимента составляет бытовая химия, кухонная утварь, мелкие товары для точечного ремонта, то в поселке к этим продуктам можно добавить стройматериалы, отделочные материалы.
Из преимуществ розничной торговли хозяйственными товарами выделим такие следующие:
  • Не нужно специального оборудования;
  • Срок годности большинства товаров не ограничен;
  • Не нужно больших инвестиций на старте (зависит от ассортимента).
Из минусов:
  • Низкая маржинальность большинства товаров;
  • Медленная окупаемость (в среднем полтора года);
  • Необходимость в складском помещении, особенно, если в ассортименте есть стройматериалы).
Магазин детских товаров
Детские товары востребованы всегда. Дети быстро растут и «вырастают» из одежды и обуви, поэтому родителям приходится практически каждый сезон полностью обновлять гардероб. С возрастом меняются и потребности детей в игрушках. К преимуществам такого бизнеса относится и высокая наценка розничных продавцов, что положительно отражается на окупаемости вложений.
Минусы:
  • Конкуренция в этой нише высокая. Магазинам приходится конкурировать не только друг с другом, но и комиссионками, точками «секонд-хенд».
  • Внушительные инвестиции при открытии. Нужно изначально создать большой ассортимент.
  • Дорогая аренда помещений в подходящих местах (возле детских центров, детсадов и т.д).
Мебельный магазин
В качестве первого бизнеса можно рассмотреть розничную продажу мебели эконом и среднего класса. Инвестиции довольно быстро окупаются, если работать напрямую с производителями — мебельными фабриками, частными цехами. Преимущества такого бизнеса:
  • Высокая маржинальность. Наценка на товары может составлять 100-150%;
  • Не нужно спецоборудования для хранения.
Минусы:
  • Большая сумма на старте (можно снизить, если брать товары под реализацию);
  • Нужна просторная площадка для установки демонстрационных образцов;
  • Сложности логистики. Нужно продумать, как доставлять крупногабаритный товар покупателям.
Торговля стройматериалами
Плюсы:
  • Высокий средний чек. Отделочные и стройматериалы обычно покупают партиями или группами из нескольких разных позиций;
  • Много возможностей для маркетинговых манипуляций. Можно сделать умеренные цены на основные товары и установить высокую наценку на сопутствующие. Например, на обои — средняя цена по рынку, на клей для обоев — более высокая. А покупают эти товары обычно вместе.
  • Маржинальность выше, чем у товаров из большинства других направлений.
Сложности:
  • Нужно большое помещение для торгового зала и под склад;
  • Придется организовать доставку групных товаров;
  • Инвестиции на старте будут высокими даже при небольшом ассортименте.
Магазин автозапчастей
На автозапчасти всегда есть спрос. Даже в условиях высокой конкуренции такой бизнес останется на плаву, если правильно подобрать нишу, сформировать ассортимент и найти надежных поставщиков.
Вложения на старте можно снизить, договорившись с поставщиками о получении товара под реализацию. Но в любом случае инвестировать придется немало. Из сложностей еще отметим высокую цену аренды площади в «рыбных» местах.

Франшиза: «за» и «против»

Это бизнес-модель, которая позволяет сэкономить на раскрутке магазина. Её суть в том, что компания с раскрученным брендом дает другому юридическому лицу разрешение открыть с нуля дело под её торговой маркой. Естественно, за определенную плату.
У такой концепции есть преимущества и недостатки. Из плюсов основные:
  • Не нужно разрабатывать стратегию развития бизнеса, придумывать, как привлечь к нему внимание. Бренд уже известен, у него сформированная репутация.
  • Не придется глобально вкладываться в маркетинг. Достаточно объявить об открытии магазина известной торговой марки.
Из недостатков главный — полная зависимость от правообладателя. Без его согласия предприниматель, работающий по франшизе, не может изменить даже ассортимент товаров.
Выбираем помещение
Когда с направлением торговли определились, можно приступать к активным действиям. Первое из них — поиск подходящего помещения. Помимо площади, которая зависит от типа товаров и предполагаемого ассортимента, нужно учесть место расположения. Оно должно быть:
  • В местности с максимальной концентрацией потенциальных покупателей. Например, для детского магазина хорошие места — возле магазинов косметики, детских площадок, школ, садов, развивающих и спортивных центров. Небольшой продуктовый магазин можно открыть в спальном районе.
  • Чистым от конкурентов. Желательно, чтобы поблизости не было торговых точек, работающих с таким же ассортиментом.
  • Доступным. Аренда помещения не должна съедать доход, который остается после уплаты налогов.
Не нужно паниковать, если с первой попытки не удалось найти подходящую площадку. Иногда на поиск уходит несколько месяцев — это нормально.

Заказ торгового оборудования

Это довольно большая часть расходов при открытии бизнеса. Когда точно знаете, что будете продавать, и на какой площади, самое время определить типы и количество торгового оборудования.
Что понадобится точно:
Далее оборудование выбирается с учетом специфики торговой точки. Для магазина одежды понадобятся вешала, стойки, вешалки, манекены, примерочные кабины и т.д. Для продуктового — холодильники, морозильные камеры, холодильные витрины.
Вид и количество оборудования определяют после планировки его расположения в торговом зале.

Поиск поставщиков

По каждому виду товаров рекомендуется заключать договора с несколькими поставщиками. Так вы сформируете ассортимент и не допустите перебоев в поставках. Если с одним из поставщиков возникнут сложности, всегда будет возможность предложить покупателю альтернативу поставляемой им продукции.
Не спешите заключать договора с первым попавшимся поставщиком, изучите предложения и цены нескольких компаний. Возможно, получится договориться непосредственно с производителями основных продуктовых групп и закупать товары по более низкой цене.

Набор сотрудников

Если это ваш первый бизнес в розничной торговле, постарайтесь нанять сотрудников, у которых уже есть большой опыт в этой сфере. Они помогут вам на первом этапе наладить процесс. Профессиональным, грамотным сотрудникам придется платить больше, чем неопытным. Но эти расходы обычно оправданы и быстро окупаются.
Искать сотрудников можно через специальные сайты, соцсети. Также можно попросить знакомых порекомендовать кого-то, в чьем профессионализме они уверены.
Поиск сотрудников — процесс небыстрый. Помимо профессиональных способностей, работники должны импонировать также в плане человеческих качеств. Если сразу не удалось найти «своих» людей, не нужно опускать руки. Продолжайте искать и обязательно выйдите на них.

Как привлечь первых клиентов?

Обычно люди с удовольствием идут знакомиться с новым магазином. Особенно, если в честь открытия в нем проводится какая-то акция. То есть главная задача — уведомить потенциальных покупателей об открытии. Сделать это можно с помощью:
  • Раздачи листовок в районе, где расположен магазин;
  • Расклейки объявлений в общественном транспорте, возле подъездов, на досках объявлений;
  • Рекламы в социальных сетях (например, в Фейсбуке есть возможность рекламировать офлайн-компании людям, которые географически находятся рядом с ними);
  • Рекламных баннеров, установленных в подходящих местах.
На самом деле клиентов сложнее удержать, чем привлечь. Об этом нужно позаботиться еще до открытия магазина.
Несколько советов вместо заключения
Открытие розничного магазина — процесс хлопотный, но вполне реализуемый. Не нужно изобретать колесо, уже существует масса работающих схем и концепций. Изучите успешные проекты в том направлении, в котором хотите попытать предпринимательского счастья. Вы наверняка найдете модель, которая подходит для вас. Нет — попробуйте скомпоновать несколько концепций, взяв из каждой нужные элементы пазла. И, конечно же, не пренебрегайте универсальными, но базовыми этапами:
  • Изучите рынок — спрос, конкурентов;
  • Разработайте максимально детальный бизнес-план;
  • Обратитесь за помощью к тем, кто уже «съел собаку» в этом бизнесе.
Рискуйте, но делайте это осторожно и обдуманно. Удачи в бизнесе!
Nvl Новости Восточной Ленты
автор статьи пожаловаться на статью