73,10 ↓ 100 JPY
11,47 ↓ 10 CNY
76,47 ↓ USD
67,83 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 7 м/c
EN
24 октября
Суббота

Рекламные материалы

Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина

Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина Идея открыть собственный розничный магазин, наверное, приходила в голову каждому.

Пошаговая инструкция по открытию розничного магазина

Идея открыть собственный розничный магазин, наверное, приходила в голову каждому. Прибыльный бизнес без необходимости что-то производить — перспективная затея. Но для многих её привлекательность улетучивается уже при первых попытках разобраться что нужно для открытия магазина. Вопросов возникает гораздо больше, чем казалось на первый взгляд. И решать эту головоломку соглашаются только самым отчаянные и целеустремленные люди.
Открытие торговой точки — процесс действительно непростой, но выполнимый. Мы структурировали его и составили пошаговую инструкцию. Надеемся, она поможет вам реализовать план по запуску собственного бизнеса.

Основные задачи при открытии розничного магазина

Запуск бизнеса с нуля — дело хлопотное, а количество вопросов, которые нужно решить, кажется бесконечным. Если посмотреть объективно, то все они относятся к одной из следующих задач:
  • Сбор необходимых документов;
  • Регистрация предпринимательской деятельности;
  • Определение формы налогообложения;
  • Разработка бизнес-плана;
  • Поиск помещения;
  • Выбор оборудования;
  • Поиск поставщиков;
  • Подбор персонала;
  • Маркетинговые мероприятия (реклама, привлечение покупателей).
О нюансах каждой задачи мы вкратце расскажем в этой статье.

Плюсы и минусы розничной торговли как бизнеса

Розничная торговля — одно из самых популярных бизнес-направлений. У неё немало преимуществ, которые привлекают начинающих предпринимателей. Например:
  • Относительно понятная модель работы: покупаешь товар у производителя или поставщика и реализуешь его со своей наценкой.
  • Не нужно специальных ресурсов для реализации. Не требуется сложное оборудование, сырье. Нет волокиты с патентами и прочими "бумажными" вопросами, которые приходится решать производственным предприятиям.
  • Можно достаточно точно рассчитать ожидаемые расходы и доходы. Не так много внешних факторов, которые могут существенно изменить прогнозируемые показатели.
  • При правильном подходе к организации и грамотном маркетинге бизнес может существовать достаточно долго, много возможностей для масштабирования.
Но есть у розничной торговли и значительные недостатки. В их числе:
  • Высокая конкуренция практически во всех нишах.
  • Нужно вложить большую сумму на старте — аренда помещения, закупка товаров и т.д.
  • Часть товара будет оставаться нереализованной, его стоимость нужно закладывать в цены при их формировании.
  • Торговля может "не пойти", но этот риск есть в любом бизнесе.
Плюс у каждого направления есть дополнительные нишевые недостатки. Например, в торговле продуктами часть товара портится. При продаже одежды и обуви есть зависимость от моды. Остатки коллекций прошлых сезонов распродать очень сложно.
Прежде чем открывать магазин, просчитайте все возможные риски и точно решите, готовы ли вы к ним.

Какие документы нужны для открытия магазина

Владельцем магазина или любой торговой точки может быть только юридическое лицо — ООО или ИП (индивидуальный предприниматель). Поэтому начинать нужно с оформления юрлица.

Что нужно для регистрации ООО

Необходимо подготовить и предоставить в налоговую службу следующий пакет документов:
  • Заявление учредителя (инициатора создания компании);
  • Устав компании (2 экземпляра);
  • Решение о создании ООО (если учредителей несколько, нужен также протокол собрания и договор участников);
  • Копия паспорта владельца компании (если их несколько, предоставляете документы всех);
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
После подачи документов, если в них нет ошибок, через 7-10 дней ООО зарегистрируют.

Как зарегистрировать ИП

Для регистрации ИП понадобится меньше документов:
  • Заявление (составляется по установленному образцу);
  • Копии паспорта и ИНН;
  • Квитанция о внесении госпошлины.
Чтобы зарегистрировать ИП, даже не обязательно лично являться в налоговую службу. Пакет документов можно отправить по почте.

Регистрация в Роспотребнадзоре

Когда существование юридического лица — ООО или ИП — официально подтверждено ФСН, его необходимо зарегистрировать в Роспотребнадзоре. Для этого нужно собрать следующий пакет документов:
  • ОГРН (основной государственный регистрационный номер);
  • ИНН предпринимателя;
  • Паспорт, если ИП;
  • Заявление установленного образца.
Копии всех документов предоставляются в двух экземплярах.
Подать документы можно лично, поручить доверенному лицу, отправить по почте, пройти процедуру на портале Госуслуг. После подтверждения регистрации компании от Роспотребнадзора можно начинать бизнес. В первую очередь определиться с формой налогообложения.

Какую форму налогообложения выбрать?

Форма налогообложения определяется исходя из нескольких факторов. В частности:
  • Ожидаемая ежегодная прибыль;
  • Площадь торговой точки;
  • Количество наемных сотрудников.
В настоящее время в РФ действуют следующие системы:
ОСН — общая система налогообложения
Стандартная форма, которая подходит для юрлиц в виде ИП и ООО. Предусматриваете уплату налога в разере 20%, к которому также нужно приплюсовать добавленную стоимость. Еще за каждого сотрудника нужно будет платить страховые взносы. В итоге может получиться довольно внушительная сумма, которая "съест" большую часть прибыли.
УСН — упрощенная система налогообложения
Предусматривает замену стандартных налогов одним общим сниженным. Этот вариант может быть интересен начинающему бизнесу, но при условии, что в штате компании будет менее 100 сотрудников, а годовой доход не превысит 60 млн рублей. Платить налоги по УСН могут только ИП и ООО, у которых нет филиалов и региональных представительств. То есть, сетевики воспользоваться этой формой не могут.
ЕНВД — единый налог на вмененный доход
Эта система предполагает уплату в качестве налога фиксированной суммы. При этом она не зависит от прибыли компании в какой-либо период. ЕНВД платится раз в квартал. У этой формы налогообложения есть ограничения. Работать по ней могут:
  • Розничные торговые точки, у которых площадь павильона или торгового зала не более 150 кв.м;
  • Нестационарные торговые точки — лотки, киоски и подобные им.
Выбирая эту форму налогообложения, нужно учитывать, что платить налог придется, даже если доход магазина за отчетный квартал был ниже суммы самого налога, или магазин вообще не работал.
ПНС — патентная система налогообложения
Эта форма доступна только юрлицам в формате ИП. Удобный вариант для начинающих предпринимателей, которые хотят протестировать, пойдет ли их бизнес. Суть ПНС заключается в приобретении патента (разрешения) на предпринимательскую деятельность на ограниченный период (от 1 до 12 месяцев) в конкретном регионе. По сути, налог в размере 6% вносится в виде предоплаты.
У этой формы есть ограничения:
  • штат наемных сотрудников не более 15 человек,
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей,
  • площадь торгового зала — до 50 кв.м.
Если работать по такой системе ИП окажется удобно и выгодно, по истечению срока действия патента его можно будет продлить.

Бизнес начинается с бизнес-плана

При составлении бизнес-плана нужно максимально конкретно ответить на следующие вопросы:
  • Что будет продавать компания? Какие потребности клиентов эти товары закроют?
  • Кто ваши потенциальные клиенты? Определите целевую аудиторию.
  • Почему они будут покупать товары именно у вас? Продумайте, как выделиться среди конкурентов.
  • Сколько денег нужно на открытие бизнеса и где взять необходимую сумму? Здесь нужно просчитать затраты на старт, понять, доступна ли нужная сумма. Если нет, подумать, где искать недостающую часть — кредит, привлечение партнеров и т.д.
Бизнес-план необходим для запуска даже микро-бизнеса — открытия ларька или торгового лотка. Он позволяет предусмотреть возможные сложности, рассчитать ожидаемые расходы и доходы, действовать пошагово, а не метаться, не понимая, что важнее решить в данный момент.

Чем выгодно торговать в розницу?

При выборе ниши нужно учитывать много факторов: минимальные начальные инвестиции, размер необходимой торговой площадки, маржинальность. В качестве первого бизнеса, конечно же, хочется открыть магазин, который максимально быстро окупится и начнет приносить прибыль. В этом плане хорошими вариантами могут быть:
Продуктовый магазин
Один из самых популярных вариантов среди начинающих предпринимателей. Продукты питания покупают всегда, на провизию деньги тратятся в первую очередь, независимо от ситуации в экономике, времени года. Можно зарабатывать на высокой наценке или на объемах товарооборота. Магазин может быть специализированным — кондитерским, мясным, овощным — или универсальным.
Все это существенные плюсы. Но есть у торговли продуктами и немало минусов:
  • Конкуренция. Она крайне высокая.
  • Ограниченные сроки реализации многих групп товаров — молочка, мясо, сыры и т.д.
  • Необходимость в дорогом оборудовании — холодильники, морозильники и т.д.
  • Большие инвестиции в начале. В среднем небольшой продуктовый магазин окупается в течение 12-15 месяцев.
Розничная торговля цветами
Такие торговые точки привлекательны по нескольким причинам:
  • Относительно простая организация, не нужно дорогого специализированного оборудования;
  • Не требуется лицензия;
  • Для торговли достаточно небольшой площади;
  • Высокая маржинальность. Процент наценки практически не ограничен;
  • Цветы всегда пользуются спросом;
  • Ассортимент можно разнообразить аксессуарами для цветоводства, подарочной сувенирной продукцией и т.д.
Из минусов цветочного бизнеса основной — короткий срок годности товаров. Часть цветов остается нереализованной.
К недостаткам также можно отнести:
  • Высокую конкуренцию;
  • Высокую цену аренды помещений в "ходовых" местах;
  • Сложности хранения товара.
Продажа хозтоваров
Хозяйственные товары входят в число наиболее востребованных, лишь немного уступая продуктам питания. Но у такого бизнеса есть ограничения по расположению торговой точки. В городах это обычно рынки, спальные районы.
Наиболее предпочтительным вариантом являются районы с частным сектором, еще лучше — поселки. Если в городском хозмаге основную часть ассортимента составляет бытовая химия, кухонная утварь, мелкие товары для точечного ремонта, то в поселке к этим продуктам можно добавить стройматериалы, отделочные материалы.
Из преимуществ розничной торговли хозяйственными товарами выделим такие следующие:
  • Не нужно специального оборудования;
  • Срок годности большинства товаров не ограничен;
  • Не нужно больших инвестиций на старте (зависит от ассортимента).
Из минусов:
  • Низкая маржинальность большинства товаров;
  • Медленная окупаемость (в среднем полтора года);
  • Необходимость в складском помещении, особенно, если в ассортименте есть стройматериалы).
Магазин детских товаров
Детские товары востребованы всегда. Дети быстро растут и "вырастают" из одежды и обуви, поэтому родителям приходится практически каждый сезон полностью обновлять гардероб. С возрастом меняются и потребности детей в игрушках. К преимуществам такого бизнеса относится и высокая наценка розничных продавцов, что положительно отражается на окупаемости вложений.
Минусы:
  • Конкуренция в этой нише высокая. Магазинам приходится конкурировать не только друг с другом, но и комиссионками, точками "секонд-хенд".
  • Внушительные инвестиции при открытии. Нужно изначально создать большой ассортимент.
  • Дорогая аренда помещений в подходящих местах (возле детских центров, детсадов и т.д).
Мебельный магазин
В качестве первого бизнеса можно рассмотреть розничную продажу мебели эконом и среднего класса. Инвестиции довольно быстро окупаются, если работать напрямую с производителями — мебельными фабриками, частными цехами. Преимущества такого бизнеса:
  • Высокая маржинальность. Наценка на товары может составлять 100-150%;
  • Не нужно спецоборудования для хранения.
Минусы:
  • Большая сумма на старте (можно снизить, если брать товары под реализацию);
  • Нужна просторная площадка для установки демонстрационных образцов;
  • Сложности логистики. Нужно продумать, как доставлять крупногабаритный товар покупателям.
Торговля стройматериалами
Плюсы:
  • Высокий средний чек. Отделочные и стройматериалы обычно покупают партиями или группами из нескольких разных позиций;
  • Много возможностей для маркетинговых манипуляций. Можно сделать умеренные цены на основные товары и установить высокую наценку на сопутствующие. Например, на обои — средняя цена по рынку, на клей для обоев — более высокая. А покупают эти товары обычно вместе.
  • Маржинальность выше, чем у товаров из большинства других направлений.
Сложности:
  • Нужно большое помещение для торгового зала и под склад;
  • Придется организовать доставку групных товаров;
  • Инвестиции на старте будут высокими даже при небольшом ассортименте.
Магазин автозапчастей
На автозапчасти всегда есть спрос. Даже в условиях высокой конкуренции такой бизнес останется на плаву, если правильно подобрать нишу, сформировать ассортимент и найти надежных поставщиков.
Вложения на старте можно снизить, договорившись с поставщиками о получении товара под реализацию. Но в любом случае инвестировать придется немало. Из сложностей еще отметим высокую цену аренды площади в "рыбных" местах.

Франшиза: "за" и "против"

Это бизнес-модель, которая позволяет сэкономить на раскрутке магазина. Её суть в том, что компания с раскрученным брендом дает другому юридическому лицу разрешение открыть с нуля дело под её торговой маркой. Естественно, за определенную плату.
У такой концепции есть преимущества и недостатки. Из плюсов основные:
  • Не нужно разрабатывать стратегию развития бизнеса, придумывать, как привлечь к нему внимание. Бренд уже известен, у него сформированная репутация.
  • Не придется глобально вкладываться в маркетинг. Достаточно объявить об открытии магазина известной торговой марки.
Из недостатков главный — полная зависимость от правообладателя. Без его согласия предприниматель, работающий по франшизе, не может изменить даже ассортимент товаров.
Выбираем помещение
Когда с направлением торговли определились, можно приступать к активным действиям. Первое из них — поиск подходящего помещения. Помимо площади, которая зависит от типа товаров и предполагаемого ассортимента, нужно учесть место расположения. Оно должно быть:
  • В местности с максимальной концентрацией потенциальных покупателей. Например, для детского магазина хорошие места — возле магазинов косметики, детских площадок, школ, садов, развивающих и спортивных центров. Небольшой продуктовый магазин можно открыть в спальном районе.
  • Чистым от конкурентов. Желательно, чтобы поблизости не было торговых точек, работающих с таким же ассортиментом.
  • Доступным. Аренда помещения не должна съедать доход, который остается после уплаты налогов.
Не нужно паниковать, если с первой попытки не удалось найти подходящую площадку. Иногда на поиск уходит несколько месяцев — это нормально.

Заказ торгового оборудования

Это довольно большая часть расходов при открытии бизнеса. Когда точно знаете, что будете продавать, и на какой площади, самое время определить типы и количество торгового оборудования.
Что понадобится точно:
Далее оборудование выбирается с учетом специфики торговой точки. Для магазина одежды понадобятся вешала, стойки, вешалки, манекены, примерочные кабины и т.д. Для продуктового — холодильники, морозильные камеры, холодильные витрины.
Вид и количество оборудования определяют после планировки его расположения в торговом зале.

Поиск поставщиков

По каждому виду товаров рекомендуется заключать договора с несколькими поставщиками. Так вы сформируете ассортимент и не допустите перебоев в поставках. Если с одним из поставщиков возникнут сложности, всегда будет возможность предложить покупателю альтернативу поставляемой им продукции.
Не спешите заключать договора с первым попавшимся поставщиком, изучите предложения и цены нескольких компаний. Возможно, получится договориться непосредственно с производителями основных продуктовых групп и закупать товары по более низкой цене.

Набор сотрудников

Если это ваш первый бизнес в розничной торговле, постарайтесь нанять сотрудников, у которых уже есть большой опыт в этой сфере. Они помогут вам на первом этапе наладить процесс. Профессиональным, грамотным сотрудникам придется платить больше, чем неопытным. Но эти расходы обычно оправданы и быстро окупаются.
Искать сотрудников можно через специальные сайты, соцсети. Также можно попросить знакомых порекомендовать кого-то, в чьем профессионализме они уверены.
Поиск сотрудников — процесс небыстрый. Помимо профессиональных способностей, работники должны импонировать также в плане человеческих качеств. Если сразу не удалось найти "своих" людей, не нужно опускать руки. Продолжайте искать и обязательно выйдите на них.

Как привлечь первых клиентов?

Обычно люди с удовольствием идут знакомиться с новым магазином. Особенно, если в честь открытия в нем проводится какая-то акция. То есть главная задача — уведомить потенциальных покупателей об открытии. Сделать это можно с помощью:
  • Раздачи листовок в районе, где расположен магазин;
  • Расклейки объявлений в общественном транспорте, возле подъездов, на досках объявлений;
  • Рекламы в социальных сетях (например, в Фейсбуке есть возможность рекламировать офлайн-компании людям, которые географически находятся рядом с ними);
  • Рекламных баннеров, установленных в подходящих местах.
На самом деле клиентов сложнее удержать, чем привлечь. Об этом нужно позаботиться еще до открытия магазина.
Несколько советов вместо заключения
Открытие розничного магазина — процесс хлопотный, но вполне реализуемый. Не нужно изобретать колесо, уже существует масса работающих схем и концепций. Изучите успешные проекты в том направлении, в котором хотите попытать предпринимательского счастья. Вы наверняка найдете модель, которая подходит для вас. Нет — попробуйте скомпоновать несколько концепций, взяв из каждой нужные элементы пазла. И, конечно же, не пренебрегайте универсальными, но базовыми этапами:
  • Изучите рынок — спрос, конкурентов;
  • Разработайте максимально детальный бизнес-план;
  • Обратитесь за помощью к тем, кто уже "съел собаку" в этом бизнесе.
Рискуйте, но делайте это осторожно и обдуманно. Удачи в бизнесе!
Поделиться:

Наверх