73,22 ↓ 100 JPY
11,38 ↓ 10 CNY
77,28 ↓ USD
66,49 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 2 м/c
EN
02 октября
Пятница

Япония

Спустя 50 лет после дебюта в Нью-Йорке Sony готова к новым "неизведанным водам"

17 сентября 1970 года Sony стала первой японской компанией и 30-й неамериканской компанией, которая когда-либо размещалась на бирже NYSE

Фото: Reuters

/ЕНВ/ Спустя почти полвека с момента своего исторического дебюта на Нью-Йоркской фондовой бирже Sony находится на перепутье в вопросе о том, сможет ли она оставаться первопроходцем в зале заседаний совета директоров и на заводе в быстро меняющемся мире.

Склонность к новым творческим решениям давно стала частью "ДНК" Sony. Основанная после Второй мировой войны в 1946 году, компания по-прежнему считалась "выскочкой" во время послевоенного экономического подъема Японии. Ей было сложно убедить банки финансировать крупномасштабные капитальные вложения и разработку продуктов. Японский рынок ценных бумаг все еще был недостаточно развит.

Итак, Sony отправилась за границу. В 1961 и 1963 годах она привлекла в общей сложности около $11 млн по курсу 1961 года посредством американских депозитарных расписок. 17 сентября 1970 года она стала первой японской компанией и 30-й неамериканской компанией, которая когда-либо размещалась на бирже NYSE.

"С этого момента Sony станет мишенью для институциональных инвесторов США, - сказал тогдашний исполнительный вице-президент Акио Морита. - Не то чтобы мы обязательно в этом заинтересованы, но Sony могла бы также приобрести американскую компанию".

С тех пор Sony была одной из первых в Японии, принявших стандарты корпоративного управления и бухгалтерского учета США, такие как квартальные финансовые отчеты и независимые директора. К 2005 году независимые директора составляли большинство в совете Sony.

Внешнее влияние стало движущей силой ухода Нобуюки Идей с поста генерального директора в 2005 году и Ховарда Стрингера в 2012 году. Реформы корпоративного управления Sony позволили привлечь новые взгляды к ее руководству и успешно противостоять давлению со стороны фонда активистов Third Point по отказу от непрофильных операций.

Успех Sony вдохновил другие японские корпорации пойти по ее стопам. Panasonic, Honda Motor и Hitachi зарегистрированы на Нью-Йоркской фондовой бирже, и топ-менеджер биржи часто посещал Японию в 1980-х и 90-х годах, чтобы привлечь других в свои ряды.

"Разве вы не хотите быть похожими на Sony?", - руководитель всегда любил спрашивать.

Sony также популяризировала новые корпоративные и финансовые рамки в Японии, такие как назначение исполнительных директоров корпорации в 1997 году и создание комитетов по назначениям, аудиту и вознаграждениям в 2003 году, а также использование обмена акциями для приобретения дочерней компании, зарегистрированной на бирже. Все это стало возможным благодаря тому, что Sony пошла на метод проб и ошибок, несмотря на некоторые болезненные удары.

"Мы не понаслышке почувствовали, насколько ужасающими могут быть США, - сказал в то время один из руководителей Sony. - Это был ценный опыт, который помог нам улучшить наши будущие коммуникации с рынком".

Совсем недавно Sony пыталась решить, следует ли управлять подразделениями как полностью принадлежащими дочерними компаниями и полностью включать их операции в группу, или как более независимые, публично торгуемые компании, которые будут оцениваться самостоятельно.

Пути, выбранные Sony Music Entertainment, исторически тесно связанными с игровыми операциями, и Sony Financial Holdings, предлагающей страховые и банковские услуги, являются хорошими примерами для японских корпораций, стремящихся реструктурировать свои группы. Японский журналист и комментатор Соичи Оя однажды сравнил Sony с "подопытным кроликом" - компанией, которая проложила путь для новых продуктов, но ее обошли позже прибывшие конкуренты.

Теперь, 50 лет спустя, мир переосмысливает принцип работы капитализма. Sony, деятельность которой определяется правилами рынков США, сталкивается с новыми проблемами. Инвесторы начали уделять больше внимания устойчивости и экологическим, социальным и управленческим факторам, которые охватывают удивительно широкий круг вопросов, включая биоразнообразие и права человека.

Не существует установленного правила для решения этих проблем. Следующие пять десятилетий предсказать будет гораздо труднее, чем предыдущее. Наблюдатели за рынком рассчитывают, что Sony проложит себе путь в этом новом ландшафте.

Поделиться:

Наверх