72,88 ↓ 100 JPY
11,41 ↓ 10 CNY
76,44 ↓ USD
67,67 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
ветер 0 м/c
EN
27 октября
Вторник

В мире

Дистанционное образование: плюсы, минусы и есть ли у него будущее?

Многие преподаватели твердят, что это "ненастоящее образование"

Класс Фото: GettyImages

/ЕНВ/ Когда весной 2020 года школам и университетам пришлось перейти на виртуальное обучение, многие говорили, что будущее наконец наступило и онлайн-образование на глазах становится нормой. Однако спустя месяцы виртуального обучения и студенты и преподаватели всё чаще говорят, что необходимо возвращаться к традиционным методам, а онлайн-образование в пандемию продемонстрировало все свои ограничения и слабые стороны.

"Интернет-обучение помогает удерживать больше информации, делать всё быстрее. А это означает, что, вероятно, изменения в области, введенные из-за ковида, останутся, когда эпидемия закончится", - такой вывод в апреле делали эксперты Всемирного экономического форума.

"Если вы хотите будущее, в котором студентам просто выдают факты, информацию, а они ее зазубривают, тогда обучение онлайн вполне подходит. Но это ненастоящее образование", - говорит спустя несколько месяцев глобального эксперимента профессор Оксфордского университета Рой Эллисон (мнение профессора здесь и далее не отражает официальную позицию университета - прим. Би-би-си).

"Цель образования - научиться критически мыслить, обдумывать информацию, дискутировать, ставить под сомнение факты, мнения, в том числе свое собственное, - продолжает профессор Эллисон. - Обучение по интернету не подходящая среда для достижения этой цели".

Недостаток общения

Когда стало известно, что университеты переходят на обучение по интернету, 300 тысяч британских студентов подписали петицию, призывающую снизить плату за обучение.

В 2018 газета Times опрашивала 200 лидеров разных университетов, и все они считали, что онлайн-обучение никогда не сможет заменить очную форму и пребывание в реальном университете

Для многих студентов ценность университетского образования не только в получении квалификации. Почти 60% недавно опрошенных студентов и выпускников ответили, что университетская жизнь помогла им в социальном плане, они стали более независимыми и уверенными в себе, научились работать в команде и распределять свое время.

Студентку Кембриджа Джейн и ее друзей тоже волнует то, что их круг общения сильно сузится в связи с переносом лекций в интернет: "Именно на лекциях мы знакомились со студентами, изучающими тот же предмет, но живущими в других колледжах", - говорит Джейн.

Но у онлайн-обучения есть и объективные плюсы. Есть мнение, что модель образования доковидных времен устарела и что пандемия всё равно заставит перейти к новым методам обучения.

"Обучение в классе, когда ученики сидят перед учителем и он что-то рассказывает, такой тип образования мы переняли из эпохи индустриального развития, - сказала в интервью BBC психолог развития Элисон Гопник из Калифорнийского университета в Беркли. - Полученные таким образом навыки были необходимы в далеком прошлом. Такие навыки нужны для выполнения заданий, которые в ближайшем будущем будут выполнять роботы".

Элисон Гопник полагает, что в будущем учителя будут скорее наставниками. Они не будут просто передавать информацию, стоя перед классом, где учащиеся сидят за рядами парт. Они будут направлять учеников, давать им возможность пробовать разные методы учебы и вмешиваться, когда нужна дополнительная помощь.

"То, что мы видим во время пандемии, - это не новая модель образования. Это просто запасной вариант, пока нельзя восстановить существовавшую ранее модель образования", - считает профессор Рой Эллисон, считающий очное обучение золотым стандартом.

Есть ли будущее у онлайн-образования?

Университетский колледж Лондона в июне опубликовал результаты нового исследования, которое показало, что во время карантина два миллиона британских школьников, учась из дома, фактически вообще ничего не делают. Получилось, что в среднем по интернету, школьники занимались лишь два с половиной часа в день.

Отчасти именно эти и другие данные стали поводом для правительств и экспертов по всему миру заговорить о том, что начальные и средние школы должны открыться в приоритетном порядке.

"Если что-то не понятно, трудно сразу попросить о помощи. Конечно, можно заполнить специальную гугл-форму с вопросом и послать ее учителю, но учителя не всегда отвечают", - вспоминает заочное обучение весной Джессика, 15-летняя ученица одной из средних школ в том же Оксфорде.

"Ценность личного общения между учителем и учеником в том, чтобы сразу понять, если ученик что-то неправильно понял", - говорит британская исследовательница и автор книги "Семь мифов об образовании" Дейзи Кристодулу.

Некоторые карантинные нововведения предлагается сохранить. Записанные видео-уроки, которые можно пересматривать несколько раз, например, будут особенно полезны отстающим ученикам.

"В нашей школе во время пандемии появилась новая должность ответственного за виртуальное обучение, - рассказывает учительница испанского Элис Джонстон. - И мы хотели бы сохранить онлайн-платформы, которые использовались во время карантина".

Поделиться:

Наверх