68,94 ↑ 100 JPY
10,60 ↑ 10 CNY
73,61 ↑ USD
62,16 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+26° ветер 3 м/c
EN
14 августа
Пятница

Политика

Округ или район: власти одной территории Приморья спорят о будущем устройстве

Эксперты полагают, что обсуждаемые перемены – лишь вопрос времени

Фото: ЕНВ

/ЕНВ/ Становление местного самоуправления в России можно сравнить с затянувшимся развитием малого бизнеса в стране. И то, и другое требует к себе внимательного, деликатного и грамотного подхода, который на протяжении многих лет пытаются найти российские и приморские политики.

Это хорошо видно на примере федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Преобразования в этом направлении уже идут многие годы (с 2003-го) и с тех пор данный закон не прекращает обновляться. Сегодня из-за многочисленных противоречий дело дошло до того, чтобы совсем отказаться от этого закона или прибегнуть к очередному его пересмотру. Согласны ли с этим те, кому приходится изо дня в день со 131-ФЗ работать, по его статьям жить? О плюсах и минусах вышеназванного закона рассуждают представители власти Черниговского муниципального района, в котором до сей поры нет согласия насчет объединения в муниципальный округ.

Стоит начать с того, что изменения в федеральном законе 131-ФЗ предполагают создание в России и, в частности, в Приморском крае, так называемых "муниципальных округов". Если рассматривать Черниговский район, то там произойдет объединение администрации муниципального района и администраций пяти поселений в единый централизованный аппарат. Авторы инициативы считают, что объединение позволит высвободить лишние средства на социально-экономическое развитие территорий, позволит власти более оперативно реагировать на потребности населения, а разграничение ее полномочий станет более чётким. К сведению, изменения уже приняли наши соседи из Забайкальского края, преобразовав Приаргунский и Каларский районы в округа. В Приморском крае же работа над созданием муниципальных округов началась в сентябре 2019 года. С новым статусом живут уже Анучинский, Чугуевский и Пограничный районы, но большинство районов края нововведения пока не приняли. В первую очередь, из-за разногласий в данном вопросе. И Черниговский район в этом списке ярчайший пример.

Побеседовав с представителями власти Черниговского района, спецкоры ЕНВ выяснили, что есть те, кто является ярым "поклонником" реформирования закона, а есть те, кто категорически против надвигающихся перемен, которые (как утверждают практики) рано или поздно придут во все районы Приморского края.

Например, председатель Думы Черниговского района Геннадий Никитин из числа сторонников реформирования. Он не раз призывал жителей района объединить поселения в один большой округ. "От создания округов идёт большая польза населению", - говорит Никитин. Спикер местной думы видит большой плюс реформы во взаимопомощи: объединение в округ несет в своей основе материальную поддержку поселений друг другу, что без изменений в 131-ФЗ является незаконным.

Такого же мнения придерживается и глава Реттиховского сельского поселения Геннадий Полещук (глава высокодотационного муниципалитета). Он также твёрдо стоит за проведение реформы местного самоуправления. По его мнению, таким сёлам, как Реттиховка или Снегуровка, которые территориально оторваны от райцентра и которые имеют мало источников собственного обеспечения (дохода), объединение с районом пойдёт только на пользу.

"Я не вижу никаких плюсов в 131-м законе. Когда-то он был нормальный, приемлемый. Но любой закон должен быть подкреплён материально", - говорит Полищук. Глава Реттиховского сельского поселения выступает за изменения в 131-ФЗ, главным образом, из-за возможности получения финансирования от районного центра, которое дало бы селам новую жизнь.

Реттиховка – отдалённый от райцентра населённый пункт, не имеющий каких-либо градообразующих предприятий, из-за чего ему крайне тяжело получить средства для полноценного существования. Такие сёла, как правило, существуют главным образом за счёт различных дотаций и находятся на грани исчезновения. Изменения в 131-ФЗ могли бы подправить материальное положение таких небольших отдаленных сельских поселений, как Реттиховское и Снегуровское, уверен Полищук. "Мы за изменения в 131-й закон", - уверенно заявляет он.

Противоположного мнения придерживается глава один из пяти поселений, опрошенных ЕНВ. Говоря о предстоящих преобразованиях, собеседник рассуждает, что реформа приведёт к формированию административного аппарата, оторванного от населения поселений и его насущных проблем. В итоге администрация района может просто не знать всех особенностей поселений, не вникать особо в их проблемы из-за отсутствия в этом личной потребности.

Глава поселения также делает большой акцент на том, что изменения в 131-ФЗ не позволят использовать доходы поселения для удовлетворения потребностей его населения, а будут отправлены в районный бюджет, откуда деньги могут назад уже не вернуться, они уйдут на другие цели. Ведь при нынешней системе самоуправления у него, как у главы есть перспективы для развития, когда как изменения в 131-ФЗ эти перспективы уничтожает и только несет вред для эффективного самоуправления. Учитывая, что некоторые сёла имеют источники для существования, многие его жители не желают, чтобы все местные бюджетные средства отправлялись в районный бюджет.

Также немаловажным считается и другой вопрос: "Как поправки в федеральный закон № 131-ФЗ смогут учитывать территории, где население проживает некомпактно и при наличии большой площади не плотно размещено?" Есть даже такие примеры: Пожарский район, где площадь около 20 000 кв. км. (к сравнению, площадь Бельгии – около 30 000 кв. км), а население менее 30 000 человек. Причём 20 000 человек проживает в райцентре, в Лучегорске. Самый удалённый населённый пункт – Охотничий (около 350 км от райцентра), где проживают 7 человек. Есть и другие удалённые села – Ясеневое, Соболиное, Красный Яр, где расстояние до райцентра примерно 140 км. Конечно же, такими селами из центрального муниципального аппарата управлять будет тяжело. Жителям придётся ждать как минимум неделю на рассмотрение жалобы районной власти (будущей окружной).

Если проанализировать все вышесказанное, то придем к мнению: изменения в федеральном законе №131-ФЗ несут последствия и неоднозначного характера. Противоречий, действительно, много: они находятся и в вопросе разграничения полномочий, и в экономических притязаниях. Но, пожалуй, одним из самых главных недостатков этой реформы стоит назвать отсутствие мнения простых людей, ради которых, по сути, и должны писаться, а, впоследствии, и работать все законы. Это видно невооруженным глазом, например, в Забайкальском крае, где население оставляет множество негативных отзывов об изменении в федеральном законе № 131-ФЗ.

В Черниговском районе против реформы резко выступило население Сибирцево, где многие возмущены потерей самостоятельности. Еще в марте в соцсетях появилось обращение на имя председателя районной думы Никитина, в котором жители просят спикера объяснить, как улучшится их жизнь после объединения в Черниговский округ. Возможно, реформу не стоило проводить так быстро. Возможно, в будущем понадобятся новые поправки, которые сгладят все противоречия… Но, тем не менее, нововведения в федеральный закон № 131-ФЗ были официально приняты, и образование муниципальных округов на сегодняшний день остаётся лишь вопросом времени.

Авторы: Анастасия Кражан, Алексей Шелест, Иван Геонка.


Наверх