72,86 ↓ 100 JPY
11,27 ↓ 10 CNY
76,82 ↓ USD
65,54 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 3 м/c
EN
26 сентября
Суббота

Общество

Владимир Путин

Президент РФ

Татьяна Голикова

Заместитель Председателя Правительства РФ

Реформа здравоохранения: от "необходимой оптимизации" до "полного провала"

Материал к 10-летию со старта самой спорной реформы в России

больница Фото: ЕНВ

/ЕНВ/ Ровно 10 лет назад в России началась одна из самых спорных реформ современности. По количеству критики она может сравнится только, наверное, с повышением пенсионного возраста в 2018 году.

Надолго шутки и анекдоты про "бесплатную российскую медицину" заполонили интернет, а фраза: "У нас не такое крепкое здоровье, чтобы ходить по нашим больницам" стала лозунгом оптимизации сферы здравоохранения в РФ.

В этом материале, выпущенном к юбилею начала реформы, мы попробуем разобраться, что хотели получить чиновники и к чему пришли спустя 10 лет после её начала.

Предпосылки

После распада СССР никто даже не думал заниматься здравоохранением. Многие врачи уезжали за границу в попытке найти более привлекательную работу, а сама отрасль финансировалась по остаточному принципу: что в бюджете останется, то и направим.

Однако уже в начале нулевых ситуация в регионах стала катастрофической, больничные учреждения разваливались и гнили прямо на глазах, некоторых видов лекарств в труднодоступных районах не хватало, а качество больничных коек вызывало уже не смеху граждан, а ужас.

Тогда в 2004 году министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаил Зурабов провозгласил реформу здравоохранения. Перед совей отставкой в 2007 году в интервью "Российской газете" он назвал её "сложной и тяжелой хирургической операцией".

Сейчас он запомнился людям, как один из организаторов монетизации льгот в 2005 году. Тогда вместо социальных льгот пенсионерам и другим социальным группам были предложены денежные выплаты. Эта реформа была встречена в обществе крайне негативно, но всё же была проведена чиновниками.

Министерство, курируемое Зурабовым, так и не смогло создать здравую разъяснительную кампанию в пользу отмены льгот. А в ноябре 2006 года по подозрению во взяточничестве был задержан директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Андрей Таранов, который был партнером и другом Зурабова.

Тогда, как считают эксперты, министр окончательно потерял всякое доверие.

Начало реформ

На некоторое время о неудачной оптимизации было решено забыть, хотя её итоги всё ещё обсуждались. Однако в апреле 2010 года, выступая с отчетом в Государственной Думе премьер-министр Владимир Путин объявил о начале крупномасштабных преобразований в сфере здравоохранения с 2011 года.

"В этом году нужно все сделать постепенно, подготовиться, принять решения - и со следующего года начать крупномасштабные преобразования в медицине", - заявил тогда он.

Уже 1 января 2011 года вступил в силу новый федеральный закон об ОМС, в соответствии с которым с 1 мая того же года вводились новые правила оформления полисов ОМС и документ единого образца. Это и было началом реформ.

В течение 2011-2012 годов правительство хотело выделить около 300 млрд рублей на модернизацию сети медицинских учреждений. Почти 136 миллиардов из этих средств хотели потратить на внедрение в жизнь новых стандартов оказания медицинской помощи, включая зарплату медперсонала.

Предлагалось также остановить резкое по тем временам сокращение числа больниц в России. Вместо их ликвидации планировалась "оптимизация" и укрупнение. Это позволило бы, по мнению политиков, превратить их в многофункциональные профильные центры.

Также должны были исчезнуть очереди в стационарах, это позволило бы при ежегодном сокращении коечного фонда принимать все больше пациентов. Ранее, по мнению чиновников, койки использовались неэффективно, и пациент слишком долго находился в больнице.

Плачевные итоги

Эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) подсчитали, что с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось вдвое - с 10,7 до 5,4 тысяч учреждений. Их число до сих пор уменьшается, по итогам 2019 года цифра достигла 5,2 тысяч больниц.

Тогда же специалисты забили тревогу: если в стране в таком же темпе будут закрываться медучреждения, то к 2022 году их число может упасть до 3 тысяч, то есть уровня Российской империи 1913 года. Справедливости ради стоит отметить, что высокотехнологичные учреждения действительно были открыты в ряде регионов страны, однако о их доступности до сих пор спорят эксперты.

Попасть туда на операцию или для того, чтобы пройти обследование, достаточно тяжело и возможно только по направлению. Если же вы прикреплены к такой больнице по месту жительства, то вам повезло больше.

Согласно данным Счетной палаты на 1 января прошлого года из всех учреждений, где так или иначе оказывались медицинские услуги, 14 % находились в аварийном состоянии, в 30,5 % отсутствовал водопровод, в 52 % - горячее водоснабжение, в 41 % - центральное отопление, в 35 % - канализация.

Более того, в ведомстве подчеркивали, что педиатрическая служба в России еще недостаточно укомплектована, а более 7 % педиатров не имеют необходимой квалификации.

Поэтому и вице-премьер Татьяна Голикова в эфире телеканала "Россия 1" за несколько месяцев до отставки правительства Медведева заявила, что больницы и поликлиники находятся в ужасающем состоянии. Она признала полный провал реформы по оптимизации здравоохранения.

Простой вопрос: что делать? (вместо эпилога)

Опыт лечения в государственных больницах у каждого свой, он зависит сразу от нескольких факторов и никогда от одного. Но зачастую уровень услуг в данной сфере соответствует денежной поддержки в доле ВВП. В России эти показатели на таком уровне: 2018 - 3,3%, 2019 году - 3,5%.

Как отметили эксперты ЦЭПР в своем исследовании, за 2000-2015 годы увеличилась заболеваемость граждан в том числе от основных видов болезней: выявленные новообразования - на 35,7%, заболевания системы кровообращения - на 82,5%.

Напомним, что на эти две категории приходится около 55% всех смертей в РФ.

На данный момент России не просто нужна, а критически необходима четко продуманная политика государства в сфере здравоохранения. При ежегодном сокращении населения страны без такой системы уровень и продолжительность жизни в РФ никогда не поднимутся до общеевропейских значений.

Автор: Овчинников Павел


Наверх