65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Сценическая неправда Татьяны Васильевой

Если опытная актриса выглядит бледно на фоне подмастерьев, имеет ли она право называть себя Мастером?

В минувшие выходные в театре им. Горького прошел спектакль-антреприза "Мастер-класс", рассказывающий о судьбе мировой знаменитости - оперной примадонны Марии Каллас. Его по праву можно назвать бенефисом народной артистки России Татьяны Васильевой.

Ярчайшая звезда оперы Мария Каллас давно покинула сцену. Она преподает мастер-класс начинающим оперным певцам, учит их пению и пытается втолковать, чем же, собственно, человек с хорошим голосом отличается от великого певца. Помимо Васильевой, в спектакле задействовано еще несколько персонажей - самих учеников. Но они играют лишь вспомогательные роли. Васильева же практически единственная, кто говорит. Она напрямую общается с залом, задавая вопросы и ожидая, когда зрители вслух на них ответят. В этом отношении прекрасна сама пьеса - она живая и требует от зала обязательного участия в происходящем.

Ее автор, известный американский драматург Терренс Мак-Нелли, вероятно, сознательно создал пьесу для одной актрисы. И, наверное, именно о такой шикарной и выигрышной в сценическом плане роли грезит любая зрелая актриса - ей предоставляется удивительная возможность воплотить противоречивый и непонятный образ гениального человека, быть захватывающе разной: одновременно и наивной, и стервозной, и возвышенной, и циничной, и мелочной, и одухотворенной, вызывать смех, слезы, сострадание... То есть, по сути, стать вровень с гениальной певицей.

Получилось же по-другому. Наверняка вы помните Татьяну Васильеву в телеспектакле "Ревизор", в фильмах "Дуэнья", "Самая обаятельная и привлекательная" и многих других... Так вот, в "Мастер-классе" не было ничего нового. Все технические приспособления ролей прошлых лет собраны, как говорится, "до кучи". Актриса профессионально (кто бы спорил!) пользуется давно знакомыми зрителям обезьянними "ужимками и прыжками", демонстрируя полный набор безотказно действующих, отточенных временем приемов клоуна: здесь закатим глазки, здесь впадем в мнимую истерику, здесь сделаем еще что-нибудь, что всем так нравилось когда-то... Хорошо играет. Но пьеса-то, простите за подробность, не про актрису Васильеву. Изначально она - про трагическую судьбу, несчастную любовь, предательство близких, про невозможность Гения выжить в мире злобы, зависти и ненависти. Так и хочется воскликнуть: "Не поминайте всуе имя Марии Каллас!"

Было ли хорошее? Да. Звучащие несколько раз записи певицы. Она поет - сердце болит. И еще хорошее: спектакль захватывает, когда поют ученики, те самые, кого Васильева пытается "обучить". Сильные, красивые голоса всегда являются истинной художественной ценностью. Чтобы стать на уровень этих "подмастерий", от опытной актрисы требуется работать с полной отдачей сердца, на нерве, со страстью. Или, по крайней мере, забыть о себе. Этого, к сожалению, не случилось. Поэтому на фоне учеников опытный мастер Татьяна Васильева выглядела весьма бледно. Впрочем, наше частное мнение не совпало с общим - зал провожал актрису бурными аплодисментами.

P.S. Неплохо было бы узнать, что об этом спектакле и своей игре думает сама актриса. Но не получилось - как выяснилось, звезда театра и кино придерживается мнения: "Во всем цивилизованном мире артистам за интервью платят деньги." Интересно, на одну доску с какими мировыми знаменитостями поставила себя Татьяна Васильева?

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх