69,72 ↑ 100 JPY
10,58 ↑ 10 CNY
73,64 ↑ USD
62,11 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 3 м/c
EN
10 августа
Понедельник

Рекламные материалы

Вышивка золотыми нитками в традиции народов России

Золотное шитье представляет собой специфическую технику ручной вышивки.

Золотное шитье представляет собой специфическую технику ручной вышивки. Для этой техники используют металлические позолоченные (или золотные) и серебряные нитки, а также канитель.

Это шитье известно с древних времен у многих народов. В Византии и Персии золотом украшали одежду и различные предметы с 5-го века. К 11-му столетию золотошвейное шитье распространилось на славянские земли. На Руси золотошвейные мастерские действовали при монастырях, в царских и боярских палатах. Наибольшую славу приобрели торжокские мастерицы.

Золотное шитье продолжает применяться и сегодня для украшения этнических национальных костюмов у разных народов.

Торжок

Начало торжокского золотошвейного шитья началась еще в 12-13 столетиях. А расцвет его приходится на 18-19 века, когда работы вышивальщиц из Торжка пользовались славой по всей Руси. В технике вышивки золотом украшали царские одежды и праздничные наряды знати, женские платья и головные уборы, облачения священников, иконы, эполеты и сапоги.

Торжокские мастерицы использовали преимущественно растительные узоры с изображениями зверей, птиц, а изредка - орнаментальные мотивы.

Благодаря потрясающему многообразию швов у торжокских вышивальщиц выходили воистину фантастические узоры.

У каждого центра золотошитья были свои излюбленные узоры - разнообразные формы цветов в вазонах. Больше всего пользовалось спросом вышивка на малиновом и ярко-красном бархате, а позже - на разноцветном шелке. А количество используемых швов поражает своим многообразием.

Светлые, разноцветные, яркие и отчетливо видные прикрепы приглушали блеск золота, перемежаясь с золотыми нитями, и создавали яркие, выразительные узоры.

Татарская вышивка

Татарскому прикладному искусству также присуща популярность вышивки золотом. В вышитых работах татарских рукодельниц преобладают растительные узоры.

В татарских домах традиционно принято широко использовать всевозможное тканевое убранство — занавески разных видов и назначения, скатерти, салфетки, простыни (подзоры), покрывала и другое постельное белье, полотенца, коврики для молитв (намазлыки). Уделялось татарскими женщинами внимание и украшению золотошитьем верхней одежды и головных уборов: праздничные женские платья и мужские халаты, тюбетейки, кэлэпуши, калфаки и платки.

Татарской золотной вышивке характерно широкое использование тамбурного шва и полихромия (перетекание одного цвета в другой в рамках одного узора, образующее в целом органичные и эстетичные орнаментальные композиции). Основным мотивом бывает растительно-цветочный, с бесконечными переплетениями.

Собственно, тамбурный шов был нескольких видов. Низкий тамбур выполнялся золотой шелковой ниткой по контуру, большими стежками, образуя невесомый рисунок. В высоком тамбуре использовали крученые, довольно толстые шелковые нитки. Он состоял из множества выпуклых мелких стежков.

С конца 18-го столетия у татар получил распространение "каляпушный промысел": вышивание золотом на калфаках и тюбетейках из бархата и на обуви. Это были настолько качественные и красивые изделия, что их охотно покупали во всей Российской империи, включая Москву, в Сибири и Средней Азии.

Уже в 19-м столетии татарские мастерицы использовали даже канитель для золотого шитья в сочетании с жемчугом, бисером разных видов, пайетками, бахромой, тесьмой (позументом), кистями, всевозможными монетами и иными декоративными металлическими или каменными нашивками.

Вышивка народов Кавказа

Характерной особенностью орнаментов кавказской золотошитья можно назвать преобладание аппликации и декор металлическими пластинками. Они разнятся и по художественно-стилевым качествам, и по хронологии зарождения. Но они стали основой для выработки характерной для национальной вышивки кавказских народов техники золотного шитья “вприкреп”.

В процессе вышивания металлические нити накладываются на высокую подложку из ниток плотными рядами, благодаря чему вышивка получалась объемной и рельефной, похожая на литые из металла фигурки.

Готовый элемент, вырезанный из материи, на которой был вышит, дополнительно обрабатывался с изнаночной стороны клеем. От этого деталь становилась не только прочной, но и монолитной. Чтобы подчеркнуть металлический блеск вышивки, ее проглаживали специальным кабаньим клыком. А уже после этого вышитый элемент пришивали на свое место и отделывали сутажом.

Шнурок использовали также для организации цельной композиции золотошитья, что также очень близко к технике аппликации.

Вышивка народов Азии

Характерной чертой вышивки народов Средней Азии является изображение круга – символа солнца, внутри которого располагают лепестки цветов, листья, бобы, и отсутствие изображений человека и животных, запрещенные исламом. Швы при этом используются разнообразные, общие для золотошитья у народов других регионов, с преобладанием того или иного стежка у каждого из народов. Широко распространена вышивка по войлоку и коже, кроме присущих другим национальностям основам для вышивки (бархат, шелк, сукно, хлопок и т.д.).

Золотошитьем отделывают традиционную одежду, головные уборы, обувь, предметы домашнего обихода, вышивают сюзани (панно). Традиционным узором является растительный орнамент.

Поделиться:

Наверх