65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 6 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Полет на грани двух стихий

Оказывается, Владивосток впереди планеты всей по судомодельному спорту. Эту новость сообщил сам глава города Юрий Копылов на чествовании спортсменов в горадминистрации. Благодаря ему наши ребята побывали на чемпионате Европы - 2002 в болгарском городе Старая Загора и привезли оттуда пять золотых медалей и один мировой рекорд. Его установил 19-летний Захар Субботин в соревнованиях скоростных кордовых моделей класса А-3. Чтобы поближе познакомиться с героями дня, корр. "Н" побывали в судомодельной мастерской МГУ им. Невельского и центре детского творчества, где обитают самые крутые наши судомоделисты.

Стометровка на скорости "Мерседеса"

Мы сидим с Владиславом Анатольевичем Субботиным и пьем кофе в судомодельной мастерской Морского государственного университета имени Невельского. На стене висят кордовые модели судов - лучшие в мире, призеры, чемпионы, победители многочисленных гонок на мировых первенствах. Потертые, потрепанные временем и состязаниями, совсем невзрачные на вид, они перечеркнули все мои журнализмы, заготовленные заранее. Думала написать о чудесах "флота на ладони", крылатых кораблях - символах мечты, зовущей за горизонт. Увиденное же оказалось гораздо проще и... гораздо сложнее.

Внешне скоростная кордовая модель с винтом, прошу прощения за натурализм, "гребным наружнопогружным и суперковетирующим" и двигателем внутреннего сгорания похожа на ракету. Она носится на привязи - стальном корде - со скоростью свыше 200 км/ч. Это безумный полет на грани двух стихий - воды и воздуха - по кругу. Длина круга всегда равна ста метрам. Стометровка за стометровкой на бешеной скорости - такая морская "Формула-1"...

Кстати, новый мировой рекорд в Старой Загоре установил внук профессора Субботина, курсант МГУ Захар Субботин. Его кордовая модель класса А-3 с объемом двигателя 10 куб. см прошла пять базовых кругов со скоростью 221,5 км/ч, что на 2 км/ч выше предыдущего рекорда. Этот прорыв, как говорит дед рекордсмена, оставил весь остальной мировой судомодельный спорт далеко позади. Причем, надолго.

Равных нам нет

Идея, положенная в основу субботинского рекорда, упирается в сложнейшие цифры и расчеты, в теорию взаимоотношений мощности двигателя с его оборотами и скоростью модели. Профессор Субботин, размышляя и нелогично с точки зрения законов механики, попытался увеличить скорость оборотов двигателя путем сложных манипуляций с клапанами и цилиндром. Парадоксально, но при том, что мощность двигателя снизилась, скорость самой модели возросла на целых два км в час, что для кордовых моделей - просто гигантская величина.

К слову, о парадоксах в судомоделизме. Владислав Анатольевич рассказал полуанекдотичный случай о вмешательстве королевской особы в технический прогресс. Лет 12 назад мировое первенство проходило в Бельгии. По парку, где состязались кордовые модели, прогуливался бельгийский принц. Ему ужасно не понравился оглушительный треск, который издавали модели при запуске, и он изрек: "Увлекаться пусть увлекаются, но зачем так шуметь?" В результате Международная федерация Naviga тут же приняла ограничения по шуму - не выше 80 децибелл. В общем-то, это было вполне оправданно - соревнования всегда проходят в местах отдыха. Но когда судомоделисты стали мастерить глушители, масса кордовой модели увеличилась, а скорость упала. Регресс длился несколько лет, но потом техническая мысль преодолела монаршее препятствие. В частности, субботинские модели с глушителями прибавили в мощности и скорости на 30 процентов!

Владислав Субботин:

- Неизвестно, что было бы с судомодельным спортом в мире, если бы мы, владивостокцы, последние десять лет не дарили на память после международных чемпионатов французским, итальянским, германским и другим спортсменам наши винты, двигатели и целые модели. Мы - первые, равных нам нет и еще долго не будет. А все почему? Потому что мы живем еще не в капитализме, а в переходном периоде. У нас еще есть возможность посвящать свободное время своему хобби, а оно, как известно, требует множества сил и денег. Капитализм же все время человека направляет на зарабатывание денег. Только в условиях СССР мог процветать такой вид - спорт-наука. Создавая модели, я защитил докторскую дессертацию. Обидно, что часто судомоделизм путают с кружковой работой по интересам. Нет, все это очень серьезно, очень...

Единственный "подводник"

Валентин Гуляев - сын того самого Владимира Гуляева, который организовал первый судомодельный кружок во Владивостоке. Сегодня ветерану судомодельного спорта 55 лет. Он работает в городском центре детского творчества заведующим техотделом и ведет кружок судомоделировалия подводных лодок. Кроме него во всем мире строительством действующих копий-моделей субмарин не занимается никто...

По профессии Валентин Владимирович - проектировщик, участвовал в разработке архитектурного облика города Владивостока. Но главной и единственной его любовью всю жизнь остается судомоделирование. За сорок с лишним лет он сделал шесть спортивных моделей, которые принимали участие и побеждали в соревнованиях на призы бывшего СССР. Маловато, скажете? А вы представьте себе, что на создание одной модели в среднем уходит пять лет - по 3-5 часов в день. Впрочем, за эти годы Гуляев успел сделать еще около двух десятков подарочных моделей - в том числе и по заданию Министерства обороны.

Откуда взялся судомоделизм

Судомодельный спорт - вид технического спорта, включающий постройку моделей кораблей и судов и участие в соревнованиях. Первым судомоделистом был, наверное, Петр I, для "потешных боев" которого создавались модели парусников. Многие знаменитые русские кораблестроители с раннего возраста тоже увлекались строительством "малого флота". В 20 веке судомоделирование превратилось в разновидность спорта. Первое соревнование морских моделистов в России было проведено в 1940 году. Настоящее же рождение судомодельного спорта отсчитывается с 1949 года, когда ДОСФЛОТ СССР провел первые всесоюзные соревнования в Москве на водной станции "Динамо". С 1963 года судомоделизм был включен с Единую спортивную классификацию. В 1966-м Федерация судомодельного спорта СССР вступила в международную Федерацию судомодельного спорта NAVIGA (штаб-квартира в Вене).

История судомодельного спорта в Приморье

Во Владивостоке судомодельный спорт зародился в 1953 году, когда Владимир Павлович Гуляев, списавшись с флота, организовал первую городскую спортивную секцию. Расцвет этого вида спорта приходится на 80-е годы, когда Владивосток имел самую сильную команду судомоделистов в стране. Ежегодные соревнования Кубок "Тихий океан", которые проходили на акватории озер в парка Минного городка до 1991 года, были не только самыми интересными, но представительными в СССР. Федерация судомоделистов во Владивостоке считалась самой интеллектуальной - в ней занимались любимым спортом 4 профессора и 6 кандидатов технических наук. Сегодня федерация насчитывает около полусотни спортсменов, в том числе 5 мастеров международного класса, 12 мастеров спорта. Владивостокские судомоделисты продолжает удерживать лидерство в России, а по кордовым скоростным моделям - и в мире.

Владислав Анатольевич Субботин, 61 год. Доктор технических наук, профессор МГУ им. Невельского, преподает курсантам теорию устройства судов. Заболел судомоделированием в 11 лет, когда случайно заглянул в судомодельный кружок в минском Доме пионеров, куда их, пятиклассников, привели на экскурсию. Девятикратный чемпион Европы и мира по судомодельному спорту. Почти 20 лет является бессменным председателем Владивостокской федерации судомодельного спорта.
Единственная в мире действующая модель подводной лодки сделана во Владивостоке Валентином Гуляевым. 641-й проект - чемпион Советского Союза 1987 года. Является точной копией подлодки "Челябинский комсомолец" в масштабе 1:60. Погружается и всплывает в автономном режиме. Скорость движения и глубина погружения пропорциональны соответствующим показателям настоящей субмарины. Даже утонуть она может только на глубине 6 метров - пропорционально 360 метрам, опасным для "Челябинского комсомольца".

Маша Юрша

Поделиться:

Наверх