69,61 ↓ 100 JPY
10,58 ↑ 10 CNY
73,78 ↑ USD
62,13 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 2 м/c
EN
11 августа
Вторник

Общество /
Фоторепортажи

День моряка-подводника: какова роль судов ТОФ?

Праздник приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906

Люди Фото: ЕНВ

/ЕНВ/ День моряка-подводника - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации.

В России в 2020 году День моряка-подводника традиционно отмечается 19 марта и проходит на официальном уровне 24-й раз. Праздник приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906 о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года.

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки – 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 "Комсомолец".
  • Наибольшая в мире подводная лодка – субмарина ВМФ СССР проекта 941 "Акула". Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное – 48000 т.
  • В период с 1953 по 1996 год в Балаклаве в горе Таврос существовал Объект 825 ГТС – сооружение противоатомной защиты первой категории. Он был предназначен для укрытия, обслуживания и ремонта подводных лодок, а также хранения боеприпасов. В горе имеется вход и выход, а общая длина каналов составляет 602 метра. Объект одновременно мог размещать 7 подводных лодок. В 2003 году в штольнях бывшего военного завода был основан Балаклавский подземный музейный комплекс.

Напомним, что важнейшим фактором в деле изучения океана стали постановления правительства СССР о проведении Мировой гравиметрической съемки (МГС). На ГС ТОФ возлагались исследования в Тихом и Индийском океанах. В этих акваториях равномерно были нарезаны маршруты, по которым проводились исследования отрядами кораблей в составе дизельной подводной лодки проекта 611 или 641 и одного-двух судов сопровождения.

По программе МГС в 1969—1983 гг. подводными лодками 19 бригады ТОФ совершено девять походов. На период исследований подводным лодкам присваивались собственные названия, наносившиеся на рубки по именам планет и звезд: "Вега", "Лира", "Марс" и т. д.

Для обеспечения исследований в четвертом отсеке субмарины, вместо кают-компании мичманов на площади 5,5 кв. м, оборудовались гравиметрические лаборатории, в которых размещалось по четыре прибора АМП-1 (три — в работе, один — в резерве). В походе участвовали две смены экипажей подводной лодки (основной и резервный) и две смены гравиметрических партий, сменявшиеся через каждые 45 суток (продолжительность походов от 5,5 до 9 месяцев). В 1969—1974 гг. в отряд входили подводная лодка, теплоход Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) и танкер Приморского морского пароходства (ПМП) во главе с опытным подводником, с 1977 г. по 1983 год отряд включал в себя подводную лодку и одно из двух океанографических судов ТОФ.

В ходе выполнения МГС отряды кораблей, как правило, совершали заходы в иностранные порты стран Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки. За некоторыми исключениями подводные лодки и суда сопровождения были открыты для экскурсий, посещали их представители властей и ученые. Также совершались деловые заходы в пункты материально-технического обеспечения и базирования сил 8-й оперативной эскадры ВМФ (Индийский океан) и ТОФ, арендованные соответственно в Эфиопии (б. Губ-бет-Мус-Нефит на о-ве Дахлак) и СРВ (б. Камрань).

После походов составлялись каталоги гравиметрических пунктов, в которых приводились географические координаты, значения ускорения силы тяжести, глубины, аномалии силы тяжести в свободном воздухе. Отчетные материалы представлялись в ГУНИО МО и в ЦНИИГАиК. После соответствующей обработки на ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) поступали перфоленты с гравиметрической информацией для ввода в навигационные комплексы с целью уточнения координат своего места в любом районе океана. Проведенные исследования внесли существенный вклад в уточнение параметров геоида.

Мировая гравиметрическая съемка с подводных лодок ТОФ силами:

"Б—66" ("Вега") из 6-й эскадры ПЛ ТОФ (б. Улисс). С 24.09. 1969 г. по 17.06. 1970 г. Западная часть Тихого океана и южная часть Индийского океана. Маршруты МГС №1-6 и №2-6. Совместно с т/х "Михаил Урицкий" и танкером "Дунай".

"Б-90" ("Марс"). Заходы в иностранные пор-ты: Порт-Луи (Республика Маврикий), Олбани (Австралия), Нумеа (Новая Каледония). Во всех портах был открыт доступ для посещения ПЛ горожанами. В Порт-Луи лодку посетили и.о. президента Республики Маврикий и генерал-губернатор страны.

"Б-88" ("Орион") 6-й эскадры ТОФ (б. Улисс). С 1.10.1971г. по 4.05.1972 г. Западная часть Тихого и южная часть Индийского океанов. Маршруты № 3-б и № 5-б. Совместно с т/х "Мария Ульянова" и танкером


Наверх