69,31 ↓ 100 JPY
10,70 ↓ 10 CNY
75,46 ↓ USD
62,10 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+4° ветер 6 м/c
EN
08 апреля
Среда

Политика

Владимир Путин

Президент РФ

Дмитрий Медведев

Заместителем Председателя Совета Безопасности РФ

Михаил Мишустин

Председатель Правительства РФ

Политические итоги недели: Громкое послание и зачем нам Мишустин?

Инициативы президента принесут глобальные перемены в архитектуру власти страны

Путин Фото: Kremlin

/ЕНВ/ В среду президент Владимир Путин выступил с громким посланием Федеральному Собранию. Многие уже успели назвать его историческим или переломным, но мы уверены: громче было его обрамление, но на жизнь в нашей стране оно вряд ли окажет существенное влияние.

По крайней мере, те, кто ждал каких-либо больших перемен к 2024 году, их вряд ли дождется. Это стало окончательно понятно в ходе послания президента, который через четыре года, похоже, никуда из власти не уйдет.

О послании

В то же время многие предложения, озвученные президентом, назревали достаточно давно. Это и приоритет Конституции над нормами международного права, и решение об отмене возможности главы государства пойти на третий, и последующие сроки через перерыв (как это сделал в 2012 году сам Владимир Путин), и расширение полномочий Конституционного Суда, и закрепление в Конституции статуса Государственного совета при президенте, и расширение полномочий Федерального Собрания при утверждении кандидатуры председателя правительства с одновременным ограничением полномочий президента в этой сфере.

"Многие ждали громкого послания, но немного другого - скорее как перед выборами 2018 года, когда Путин впервые заявил, что Россия обладает таким оружием, аналогов которому нет во всем остальном мире, - вспоминает директор Центра социальных инноваций "Черный куб" Юрий Коломейцев. - С этой точки зрения президент удивил, но если говорить объективно, то сама конфигурация власти, предложенная Путиным, меня ничуть не удивляет.

Судя по всему, после 2024 года Владимир Путин не только не уйдет из большой политики, но и сохранит полноту собственной власти, правда, уже не в качестве президента, а на той позиции, которая по его же инициативе появится в новой редакции нашей Конституции. Речь идет о Госсовете, на котором и сейчас председательствует Путин.

Очевидно, что следующий президент главой государства будет являться только "на бумаге" (или только по Конституции). Его полномочия с принятием поправок в Основной закон будут урезаны - находиться на посту больше двух сроков он не сможет и даже премьера и министров назначить.

При этом нельзя сказать, что обновлённое Федеральное Собрание будет сильнее, чем будущий президент. Да, Госдума сможет утверждать весь состав правительства, а Совет Федерации получит полномочия по сдерживанию главы государства в назначении руководителей силовых ведомств. Но на этом всё.

Таким образом мы получаем довольно сбалансированную систему сдержек и противовесов с относительно слабым (по сравнению с Путиным и Ельциным) президентом, с обновленным, но неоднозначным по степени влияния, двухпалатным парламентом и с правительством, которое хоть и сохранит функцию главного финансового регулятора и распорядителя, но все так же будет зависеть от президента. Конструкция на бумаге выглядит прогрессивно, но только если бы в ней не было иных переменных.

А они есть, и главная из них - Государственный совет. Сейчас это совещательный орган, в который входят президент, члены правительства и губернаторы. За последние годы эта площадка стала источником ключевых решений в сфере государственного устройства и политики. И нет сомнений, что после конституционного закрепления статуса Госсовета, своё свойство он не утратит.

Также понятно, что если тот или иной орган попадает в Конституцию, то его деятельность сопрягается с немалым количеством властных полномочий. Сейчас у Госсовета таковых нет, его работа строится на инициативности участников - прежде всего, гаранта Конституции. Но в будущем эта ситуация изменится, и чем больше полномочий получит новый конституционный орган, тем слабее в равной степени окажутся все ныне существующие институты - президент (с администрацией), правительство и Федеральное Собрание. Получается, что простор для маневров у Владимира Путина в преддверии транзита очень широкий", - подытожил Юрий Коломейцев.

О Медведеве и Мишустине

Антирейтинг Медведева, по данным различных социологических опросов в стране, в последние годы, пожалуй, был самым высоким среди всех федеральных политиков. Его уход с поста председателя правительства никто с сожалением не встретил. Но и радости с ликованием особой нет, потому что будущее в контексте экономического развития страны довольно туманно, а тут еще на место Медведева приходит человек, фамилию которого подавляющее большинство россиян услышали только после его назначения Путиным.

Интересно, что правительство Медведева ушло в отставку через пару часов после того, как глава государства заявил о том, что в России не место чиновникам с двойным-тройным гражданством и иностранным видом на жительство. Причина, конечно же, не в этом, но мем "завирусился" и ушел далеко в народ.

В интервью ЕНВ ведущий политолог Дальнего Востока, завкафедрой политологии ДВФУ Наталья Коломейцева заявила, что смена правительства, прежде всего, говорит о неудовлетворенности президентом реализацией национальных проектов в прошлом году. В частности, планы по некоторым нацпроектам на 2019 год были исполнены лишь на 10-20%, говорится в отчете Счетной палаты.

Входя в новый политический цикл, президент решил довериться главе Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину, при котором и собираемость налогов серьезно возросла, и сами налоговые стали более приспособленными для посетителей, а сайт ведомства стал не имитацией присутствия в интернете, но реально полезным ресурсом в поиске информации.

"Но от лирики всегда нужно переходить к делу, а реальность такова, что комплексное развитие всех сфер страны, предложенное Владимиром Путиным, требует значительно большего, чем закручивание гаек в сфере финансов и налогов, - отмечает Наталья Коломейцева. - В четверг в Государственной Думе у нового премьер-министра спросили, как тот собирается действовать в отношении предпринимателей, скрывающих свои капиталы. Тот заявил: "за счет увеличения прозрачности и ответственности". То есть новый премьер намерен ужесточать ответственность? И это в условиях объявленной за день до этого в послании курса на декриминализацию ряда составов экономических преступлений? Пока что слова Мишустина, как и его появление в целом, убедительными не выглядят, хотя какие-либо оценки его деятельности делать рано, ее еще попросту нет.

Мишустин не выглядит человеком, который пришел на пост председателя правительства "всерьез и надолго". Скорее его назначение связано с необходимостью выполнения конкретных стратегических задач до 2024 года. Кроме того, кандидатура Мишустина в некотором роде компромиссная - он равноудален от политических кланов и группировок. Это поможет ему сконцентрироваться на реализации национальных проектов в стране, а дальше все будет зависеть от его собственных решений", - подытожила Наталья Коломейцева.

О новом составе правительства

В условиях реализации новых инициатив президента и забуксовавших национальных проектов вызывает интерес структура и персональный состав нового федерального правительства. По мнению Юрия Коломейцева, численный состав вице-премьеров кардинально не изменится по сравнению с двумя прошлыми "созывами". "Думаю, вице-премьеров будет от 8 до 10. В то же время может появиться еще один первый вице-премьер, который будет курировать координацию в рамках реализации национальных проектов. Такой человек нужен в правительстве, и в связи с последним посланием президента, думаю, что он появится.

Большие шансы на то, чтобы остаться среди заместителей председателя правительства имеют Гордеев, Козак и Мутко, поскольку очевидно, что они обладают большим кредитом доверия от президента. По всем остальным могут быть вопросы, наверняка кто-то из них в ближайшее время уйдет на новую должность.

Что касается позиций Трутнева, Козлова и Кожемяко, то здесь могут быть перемены. Но произойдут они только в том случае, если Юрий Трутнев перейдет на новую должность или каким-либо образом изменится его статус. В этом случае Олег Кожемяко может получить "повышение" и перейти на работу в федеральное правительство. Также не исключаю варианта разделения сдвоенной должности Трутнева на вице-премьера по Дальнему Востоку и Арктике и на дальневосточного полпреда. Это тоже откроет для Кожемяко возможность занять более высокую позицию", - полагает Юрий Коломейцев


Наверх