58,83 ↓ 100 JPY
90,72 ↓ 10 CNY
63,84 ↓ USD
54,28 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-3° ветер 4 м/c
EN
22 ноября
Пятница

Экономика

Уничтожит ли разумное потребление мировую экономику?

Движение zero-waste получило новый импульс благодаря активистке Грете Тунберг

Одежда Фото: Pixabay

Рост популярности движения, которое стремится застыдить безудержных потребителей, представляет собой реальную угрозу для общества, заявил в интервью Bloomberg глава H&M Карл-Йохан Перссон, сообщает ЕНВ со ссылкой на BBC.

Сторонники концепции zero-waste ("ноль отходов") и экономисты говорят - у промышленности нет выбора, ей действительно придется меняться вслед за привычками молодых.

Карл-Йохан Перссон управляет компанией H&M в течение 10 лет. Он обеспокоен тем, что движение, которое получило новый импульс благодаря активистке Грете Тунберг, нацелено на то, чтобы "прекратить делать вещи, прекратить потреблять, прекратить летать".

Концепция Zero waste - это набор принципов, который направлен на минимизацию отходов вплоть до полной их ликвидации. Она предполагает, что все продукты производства должны иметь большой жизненный цикл и использоваться повторно, а ресурсы быть возобновляемыми.

Генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков отмечает - сейчас происходит трансформация модели потребительского общества, к которой бизнесу надо приспособиться.

"Молодое поколение часто не видит смысла во владении продуктом. Это несложно заметить - молодежь готова жить в съемном жилье. Если мы посмотрим рынок автомобилей, то молодежь использует краткосрочную аренду. В целом сервисы аренды популярны сейчас - и это начинает распространяться на одежду", -считает Федяков.

Интересно, что внимание к проблеме снижения потребления привлекает компания, продающая одежду эконом-класса - хотя для ее товара эта тенденция пока не так актуальна, отмечает эксперт. Кроме того, H&M - одна из немногих компаний, которые предлагают свои решения, видя, как общество начинает себя вести по-новому, говорит он. В частности, компания внедряет инициативы по утилизации одежды - в том числе и в России.

Осознанное потребление действительно влияет на экономику - например, производство пластиковых пакетов резко упало из-за популярности экологических инициатив, отмечает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. Она уверена, что бизнес будет вынужден меняться вслед за тенденциями в потреблении.

Любое предприятие подстраивается под современные условия, согласна глава медиаотдела "Гринпис Россия" Виолетта Рябко: "Невозможно представить себе бизнес, который не меняется, не отвечает современным вызовам, особенно таким, как изменение климата".

По данным Европейской экономической комиссии ООН, на производство одежды приходится около 10% всех выделяемых в мире парниковых газов. Этот сектор потребляет больше энергии, чем авиация или судоходство.


Наверх