58,86 ↓ 100 JPY
91,11 ↓ 10 CNY
63,89 ↓ USD
54,76 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-1° ветер 2 м/c
EN
18 ноября
Понедельник

Интервью

Редкая икона выставлена в картинной галерее Владивостока

Выставка одного шедевра продлится до 16 июня

Фото: Картинная галерея

До конца этой недели жители и гости Приморья могут увидеть редкую икону "Вознесение Господне" из запасников Приморской государственной картинной галереи, сообщает ЕНВ.

Как рассказала ЕНВ научный сотрудник отдела хранения галереи Евгения Орлова, представить приморцам именно эту икону в галерее решили в рамках недавнего церковного праздника Вознесения Господня.

На сороковой день после праздника Христова Воскресения православная церковь отмечает праздник Вознесения Господня, который в этом году выпал на 6 июня по православному календарю.

Икона изображает вознесение Христа на небо. Важной отличительной особенностью этой иконы является изображение отпечатков ног Христа на камне. Изображение камня с выемками в форм отпечатков стоп особо почиталось в Иерусалиме русскими паломниками. Согласно преданию, на Елеонской горе в Иерусалиме именно так, с этого камня Господь вознесся на небо к Богу Отцу. Кроме того, на иконе вместо традиционного золотого фона - пейзаж.

Пейзаж на иконе - чисто русская традиция иконописи?

Традиционно в византийском и древнерусском искусстве в композиции сюжета "Вознесение Христа" фигура Иисуса, расположенная в верхней части, заключалась в круглую или овальную "славу" (мандорлу), поддерживаемую ангелами, в нижней части - апостолы и Богородица. В русской иконописи Нового времени, наряду с византийским типом изображения, широко использовались заимствования из западноевропейских образцов, где не было окружающей Христа "славы" и ангелов, а вместо золотого или охристого фона прописывался пейзаж. Русские мастера XVIII-ХIХ столетий, знакомясь с искусством запада, получили возможность выбирать, как написать икону праздника в зависимости от местных традиций, предпочтений заказчика и своей квалификации.

Для нас очевидно, что представленная на выставке икона написана под влиянием западноевропейских образцов, но изображено событие Вознесения на представленной иконе в лаконичном и упрощенном виде; умильно смотрят вверх коленопреклонённые апостолы и Богоматерь на стоящего среди облаков Христа, благословляющего их обеими руками. Выражение ликов святых передаёт огорчение от разлуки со Спасителем, поднимающимся к своему небесному Отцу от земли, и надежду на обещанное Христом всем верующим в него грандиозное второе пришествие на землю. Кстати, на этой иконе еще одна особенность - имена апостолов в нимбах не подписаны, но, по всей видимости, среди них выделяется Андрей Первозванный в связи с усилением его почитания в России в XVIII веке как покровителя русского флота.

Каковы другие особенности иконы?

В пейзаже на иконе небо написано бело-голубоватым, земля - в виде пологих холмов, поросших травой, - коричневым, цвета одежды святых традиционные - синий, красный, охристый, складки одежд исполнены плоско, графично.

Укороченные фигуры в сложных ракурсах, изображение в профиль ликов Богородицы и апостола (скорее всего, Андрея Первозванного), серо-бело-голубые тона неба - приёмы, свидетельствующие о том, что икона написана провинциальным мастером конца XVIII века под влиянием стиля барокко".

Есть ли у иконы история? Что знают о ней специалисты?

У этой иконы нет точной даты создания… Известно, что многие иконы попали в галерею и ее запасники путём передачи из краеведческого музея им. Арсеньева. В музей некоторые иконы поступили из села Глазовки от Афанасия Поносова, некоторые иконы переданы в музей им. Арсеньева из Русского музея. Пришло время - и краеведческий музей передал иконы, многие из которых имеют историческую и художественную ценность, нашей галерее. Известно, что некоторые иконы покупались у частных лиц, в том числе - и эта икона.

Основателем поселка Глазковка в районе бухты Валентина приморские краеведы называют старообрядца Афанасия Поносова, основавшего здесь свой хутор в зиму 1897-98 гг. Назывался хутор Ново-Сионский (иногда встречается название "поселение Поносова"). Уже в 1900 году здесь стоял прекрасный двухэтажный дом городского типа на каменном фундаменте, в котором проживало около двух десятков человек. Участок земли, который отвели Поносову, составлял 400 десятин и они полностью использовались - многочисленные хозяйственные постройки, кузница, бондарная, мельница, оранжерея и т. д. Были на хуторе библиотека и молельный дом с привезенными семьей при переселении иконами, был прорыт канал, а на реке поставлены плотина со шлюзом. На своих землях уже в 1900 году Поносов собрал 4000 пудов хлеба, не считая другой продукции. Имея четыре большие шаланды, рыбачьи лодки и невода Поносов снабжал морепродукцией всю Сучанскую долину, Владивосток. А оленепарковое хозяйство, переданное Афанасием Поносовым Советской власти, существовало здесь вплоть до 70-ых годов прошлого века.

Стоит отметить, что выставка в рамках цикла выставок одного шедевра "Праздники. Выставка одного шедевра древнерусского искусства" продлится в стенах Приморской картинной галереи до 16 июня, Дня Святой Троицы. Икона представлена в зале древнерусского искусства Главных анфилад в рамках постоянной экспозиции "Русское искусство XVI - начала XX веков".

Поделиться:

Наверх