58,69 ↓ 100 JPY
90,20 ↓ 10 CNY
63,76 ↓ USD
54,53 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 5 м/c
EN
22 октября
Вторник

Общество

Минтранс хочет протянуть мобильную связь по всем дорогам России

Ведомство планирует создать альтернативу "Мегафону", "Билайну" и МТС

Фото: ЕНВ

В конце марта министерство транспорта утвердило "дорожную карту" покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи LPWAN, говорится в распоряжении, подписанном замминистра транспорта Алексеем Семеновым, сообщает ЕНВ со ссылкой на РБК.

LPWAN — специальная сеть мобильной связи для межмашинного взаимодействия (M2M) и интернета вещей (IoT), с ее помощью можно собирать данные с датчиков, счетчиков, сенсоров и передавать для обработки. Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев поручал вице-премьерам Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с "Ростехом" и РЖД проработать вопрос создания в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе подконтрольного государству АО "ГЛОНАСС".

Согласно "дорожной карте" первую сеть начнут строить в 2019 году на железнодорожном перегоне Карталы — Красное. В 2020–2022-м планируется охватить внутренние водные пути, участок транспортного коридора "Север — Юг", железнодорожный перегон Владивосток — Находка и строящуюся скоростную автодорогу Москва — Санкт-Петербург (М-11). С 2021 года начнется строительство сетей на трассах "Беларусь" (М-1), "Крым" (М-2), "Россия" (М-10), "Скандинавия" (А-181) и других объектах, следует из документа. Необходимый размер и источники инвестиций при этом не указаны.

Кто будет заниматься строительством сети и выступит ее оператором, "дорожная карта" также не уточняет. По словам источника издания, близкого к одному из операторов сотовой "большой тройки", Минтранс предлагает сделать исполнителем проекта ГЛОНАСС-ТМ (совместное предприятие структур Игоря Ротенберга, ГК "Ростех" и АО "ГЛОНАСС"). Вопрос обсуждался на нескольких заседаниях рабочей группы "Информационная инфраструктура" в рамках программы "Цифровая экономика", пишет газета.

Сейчас сети коммерческих операторов охватывают не всю транспортную инфраструктуру, отмечается в концепции развития сетей LPWAN на транспортной инфраструктуре, подготовленной подведомственным Минтрансу ФГУП "ЗащитаИнфоТранс".

Кроме того, технологии, которые развивают сотовые операторы, не могут гарантировать стопроцентное качество предоставления услуги, необходимое для работы сервисов M2M и IoT на транспорте. Строительство сетей LPWAN позволит обеспечить сплошное покрытие транспортной инфраструктуры, благодаря чему можно будет осуществлять непрерывный контроль грузов, мониторинг технического состояния инфраструктуры и транспортных средств, определять местоположения последних, передавать критическую информацию и т.д., говорится в концепции.

По словам представителя СП "ГЛОНАСС-ТМ", у компании нет информации "о "дорожной карте", а также возможных условиях и сроках определения исполнителя [работ по строительству сети LPWAN]". В то же время он отметил, что ранее СП получило частоты для решения государственной задачи по созданию федеральной сети интернета вещей, применимой в том числе для контроля на транспорте. "Проект построения федеральной сети интернета вещей не предусматривает государственное финансирование, а предполагает исключительно частные инвестиции", — подчеркнул представитель ГЛОНАСС-ТМ.

Из материалов программы "Цифровая экономика" следует, что в 2018–2021 годах на строительство сетей интернета вещей в России планируется направить 1,49 млрд руб., в том числе 590 млн руб. из бюджета. Но сколько из них предусмотрено на строительство сетей LPWAN на приоритетных транспортных объектах, не уточняется.

Представитель АНО "Цифровая экономика" сообщил, что рабочая группа планирует рассмотреть "дорожную карту" покрытия приоритетных объектов транспортной инфраструктуры на заседании в мае. По его словам, пока нет информации об актуальном статусе согласования документа внутри Минтранса. Кто может стать исполнителем работ, представитель АНО не стал комментировать.

Сотовые операторы раскритиковали планы по строительству отдельной сети для работы сервисов M2M и IoT на транспорте. По словам пресс-секретаря "ВымпелКома" Анны Айбашевой, это не имеет "ни технического, ни экономического смысла". "Надо максимально использовать существующую инфраструктуру операторов связи. Тем более что общая концепция IoT подразумевает его внедрение не только на транспорте, но и в других отраслях. Поэтому синергетический эффект будет не только для транспорта", — отметила она.

По словам представителя "МегаФона", все описанные функции сети от Минтранса можно реализовать совместно с операторами связи, используя профессиональные решения и учитывая будущее развитие 5G. "Мы за конкурентный и прозрачный рынок и понятные технологии, но мы обеспокоены возможными принудительными мерами назначения. LPWAN в целом не предназначены для реализации решений, связанных с мобильностью, подобные решения на транспорте очень спорны, скорее они применимы на стационарных объектах", — отметил он.


Наверх