62,49 ↑ 100 JPY
94,56 ↑ 10 CNY
66,61 ↑ USD
55,04 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 5 м/c
EN
20 августа
Вторник

Общество

Смогут ли приморцы учиться в вузах без педагогов

Эксперты оценили перспективы концепции самообразования Минобрнауки

Фото: ЕНВ

В феврале Минобрнауки выступило с инициативой о внедрении самообразования в среднее профессиональное и высшее образование. Конкретные контуры системы ведомство сможет представить не ранее, чем в конце года. Приморские эксперты в разговоре с корр. ЕНВ поделились мнением о перспективах такого перехода.

Инициатива разрабатывается в рамках федеральной программы "Новые возможности для каждого". Реализация проекта направлена на "формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков", отмечают в ведомстве.

Подход предполагает получение зачетов по отдельным предметным курам, в перспективе — и диплом о высшем или среднем профессиональном домашнем образовании посредством освоения программы самообразования.

Способ подтверждения полученных знаний в Минобрнауки еще не разработали. Однако, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Кляченко отметила, что при домашнем обучении логичнее принимать экзамены в центрах оценки квалификации. По ее мнению, сдача экзамена должна быть платной и стоить около 2-5 тыс. рублей — чтобы люди относились серьезнее.

Конкретных сроков пока не установлено. Метод, по которому будут признавать самообразование, может быть разработан уже в этом году, говорится в протоколе заседания комиссии министерства по законопроектной деятельности. Документ, который узаконит высшее самообразование, находится в статусе разработки.

"Главный" эрудит России Анатолий Вассерман раскрывает свой секрет: дистанционно можно овладеть любым знанием. Но только если новые факты ложатся не хаотично. А словно пазлы — в мозаику классического образования. "Имея образование, нацеленное на понимание закономерностей, можно доучиться. Физиком-экспериментатором — никак не получится, — считает он.

Но если физики-экспериментаторы могут не нанести вреда, то, как доверить свою жизнь медикам, которые учились держать скальпель по роликам из интернета? Впрочем, в Минобрнауки к идее узаконить высшее самообразование подошли всерьез. Необходимо внести изменения в закон об образовании, считают в ведомстве.

Как все будет выглядеть на практике — пока неясно. Вероятно, предполагается, что "домашний студент" штудирует учебники, смотрит онлайн-курсы, а потом сдает экзамены. Кто и где их будет принимать — непонятно. Сейчас получить диплом, не обучаясь в вузе — невозможно. И это хорошо, уверены педагоги. Иначе произойдет инфляция высшего образования.

"Цифровой курс никогда не вытеснит живого профессора. Но он даст основу, чтобы в десятки раз расширить платформу образования, — говорит ректор Национального исследовательского университета "ВШЭ" Ярослав Кузьминов, один из сторонников реформирования системы.

Попытки узаконить домашнее самообразование в разных странах мира были и раньше. Например, в США — еще 13 лет назад. Правда, дальше обсуждения — дело не пошло. Воспротивилась академическая профессура. А вот в прогрессивной Азии — эксперимент довели до конца. "В Гонконге начали работать такие системы через компьютерную систему. Люди, которые пришли с этими знаниями на реальное производство, они реально ничего не знают. Их пришлось переучивать", — рассказывает руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения "Образование для всех" Сергей Комков.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова считает, что узаконивание в России высшего самообразования может удешевить платное обучение в стране, но было бы лучше, если его введут для получающих второе и последующее высшее образование. "На мой взгляд, в первую очередь, следует определить тех студентов, которые будут подтверждать знания, полученные вне аудитории. Более очевидно, что это будут граждане, которые получают второе и последующее образование или квалификацию. Это, как правило, люди состоявшиеся и занятые, уже имеющие диплом о среднем и высшем образовании, но не имеющие достаточно времени посещать очные занятия в образовательных учреждениях", — сказала она "Парламентской газете".

При этом Тутова отметила, что остаётся не ясным, как именно потом проверить качество образования. Она напомнила, что в Йельском, Оксфордском и Нью-Йоркском университетах, где обсуждали возможность самообразования, уклонились от неё из-за отсутствия системы проверки таких знаний.

Своим мнением по данному вопросу поделились приморские эксперты, общественные деятели и представители сферы образования. "Суть высшего самообразования – дать студенту понимание, откуда взять информацию, которая ляжет в основу полученных им навыков. Вуз даёт основу процессов, а задача студента изучить законодательство и отслеживать постоянные изменения", - прокомментировал депутат Законодательного Собрания Приморья от фракции ЛДПР Николай Селюк.

"В целом инициативу поддерживаю и считаю разумной, полезной и здравой, но с некоторыми ограничениями, – комментирует старший преподаватель кафедры международных отношений ВШ-ДВФУ и общественный деятель Алексей Кулинич. – Получение знаний в домашних условиях и возможность их законодательного подтверждения и признания считаю позитивным трендом, поскольку это позволяет давать гибкую образовательную траекторию, избегая лишних жертв в виде денежных средств. Что касается подтверждения знаний, полученных в таких условиях, то это вопрос очень щепетильный. Сам инструмент проверки знаний стоит разработать таким образом, чтобы человек сам подготовился, а его проверяла машина, а может и человек, который компетентен в той или иной области".

А вот заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета Наталья Коломейцева считает, что при реализации системы самообразования качество подготовки студентом может сильно пострадать. "Думаю, вполне достаточно уже существующих альтернативных форм обучения, в том числе заочной, дистанционной, а также "по индивидуальному плану". Более того, в последние годы, мы, наоборот, отказались для многих специальностей от заочной и дистанционной форм обучения, поскольку специфика не позволяет освоить программу самостоятельно на высоком или даже достаточном для получения квалификации уровня", - говорит ученый.

Коломейцева убеждена, что большинству обучающихся необходима мотивация, чтобы закончить даже школу, где власть родителей ещё очень сильна. "В университете же все сложнее, потому что совершеннолетние студенты уже сами принимают решения. А вообще, люди довольно ленивы в отношении обучения. И если бы родители, школа, социум не заставляли учиться, большая часть страны рисковала бы остаться безграмотной. В университете, хоть и более свободная среда, но мотивация к обучению должна быть разнообразная, в том числе и учебная дисциплина, обязанность посещать занятия, вовремя сдавать зачёты и экзамены, пересдавать "отработки" за пропуски и т.д.", - считает кандидат политических наук.

Видит в инициативе Минобрнауки некоторую алогичность и старший преподаватель кафедры политологии ДВФУ Анастасия Левушкина. "Не так давно поступила установка укрупнять вузы, потому что в России слишком много людей с высшим образованием, и оно совершенно обесценилось. И вот мы видим движение в совершенно противоположном направлении. Такие метания из крайности в крайность показывают отсутствие какого-либо стратегического понимания роли высшего образования в российском обществе в принципе", - говорит она. Впрочем, Левушкина не считает идею самообразования "плохой", поскольку при эффективной реализации она может позволить практикующим специалистам легализовать свои знания, умения и навыки.


Наверх