58,99 ↑ 100 JPY
93,57 ↑ 10 CNY
64,61 ↑ USD
54,41 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 2 м/c
EN
25 мая
Суббота

Рекламные материалы

Большая часть киберспортсменов любителей мечтает превратить хобби в главный источник дохода

Один из основателей киберспортивной академии Funbo, Николай Голос, рассказал журналистам о своем стартапе, а также поделился мыслями о перспективах профессионального гейминга и гемблинга. Герой статьи, которому недавно исполнилось 23 года, учится на 2 курсе магистратуры университета ИТМО в Санкт-Петербурге. Он утверждает, что работать в стартапе лучше, чем трудиться по найму. Молодой бизнесмен поделился с репортерами, как можно развить проект, фактически не имея капитала и других нужных ресурсов. Также был рассмотрен вопрос становления профессионального киберспортсмена. Молодой человек активно увлекается компьютерными и азартными играми, а также ранее регулярно посещал игровые клубы, существование которых для некоторых может показаться удивительным. Однако сегодня они также пользуются популярностью, чему есть прямые доказательства в виде обзоров. Николай поведал, как его компания поддерживает новичков в мире компьютерных и азартных игр, и помогает им совершенствоваться.

Школа, университет, первый проект «Квадрат»

Будущий основатель Funbo учился в одной из школ Санкт-Петербурга, после подал документы в ГУАП (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения). Специальность «Информационная безопасность» выбирал осознанно, о принятом решении позже не жалел. До момента поступления в высшее учебное заведение Николай не был знаком с IT-сферой. Программированием он не занимался, но в студенческие годы втянулся в процесс. Уже на втором курсе Голос участвует в хакатонах, работает над собственными продуктами.

Первый сравнительно серьезный проект получил название «Квадрат», над которым потом трудилась целая команда. Сервис, позволявший организовывать игры на уличных городских площадках, получил локальный успех. При подготовке этого стартапа ребятам важно было наработать опыт. Над моделью бизнеса никто не задумывался, ее проверкой не занимались.

На первом месте стояла прокачка скиллов. Кто-то хотел поднатореть в программировании, другие молодые специалисты развивали дизайнерские навыки. Кому-то хотелось развиться в сфере маркетинга. Участники команды могли предлагать самые смелые идеи и реализовывать их. Спустя некоторое время стартаперы посетили одно мероприятие ФРИИ. Дальше они стали заниматься экономикой проекта. Стало ясно, что по этой части не все в порядке. Голос считает главным: тот раз они проверили собственные возможности и, что более важно, поверили в свои силы.

Новые вызовы, отказ от работы по найму

Дальше Николай осознанно искал, придумывал и конспектировал идеи. На 4 курсе он решает перейти в дизайнеры. Профессиональная карьера развивалась планомерно, пока полный амбиций молодой человек не решил пойти в магистратуру. В итоге он уволился, считая, что при работе в чужой фирме у него исчезает мотивация. «Трудно нормально выполнять обязанности, делать что-то новое, когда на фразу "я хочу применить эти вещи", слышишь в ответ "не пойдет, делай по-другому". Такие ситуации повторяются постоянно, что сильно демотивирует. Мне вспомнилось, что когда трудился над собственным проектом, мог днями этим заниматься. Это чрезвычайно затягивало», – рассказал Голос.

В тот момент герой статьи поступал в магистратуру ИТМО, отбирался в акселератор Future Technologies, который работал при университете. Николай с другими ребятами из группы принял решение пойти туда. Дело оставалось за выбором идеи. Здесь и находятся истоки Funbo. Первоначально команда планировала реализовать не совсем те вещи, которые в итоге прославили стартап. Так, изначально собирались устраивать зарубы киберспортсменов и стримеров с фанатами исключительно в развлекательных целях (for fun, для фана). К слову, именно отсюда берет название проект. На каком-то этапе было решено проверить гипотезу о готовности людей платить за возможность сразиться онлайн с кумиром. Голос с товарищами также хотели узнать, как много денег готовы отдавать пользователи за такие услуги.

Роль в успехе акселератора Future Technologies

Николай голос считает, что преуспеть ему сильно помогло обучение в акселераторе Future Technologies. Полученный опыт сильно пригодился на первых этапах развития. Ребята изучали маркетинг, пиар, MVP и другие дисциплины в течение двух месяцев. Лекции читались раз в неделю, но они были насыщены до предела полезной информацией. После каждой из них проектам ставили задачи по тематике, на выполнение которых отводилось 7 дней. Лекционные занятия велись не университетскими преподавателями, а предпринимателями, имеющими опыт. 60 дней команда трудилась в заданном формате, и за этот период сумела проверить бизнес-модель.

Голос также рассказал, что благодаря Future Technologies они смогли обрасти многими полезными контактами. Компания работает в качестве эдвайзера, она также привлекает к сотрудничеству другие похожие сторонние организации. Ежемесячно авторы проектов встречались на speed dating с бизнесменами, готовыми инвестировать в стартапы. Участникам мероприятий отвадилось 5 минут на рассказ об их детище. Если им удавалось заинтересовать предпринимателей, то происходил обмен контактами. Эти встречи помогли взлететь разным группам ребят, продвигающим собственные идеи.

Что собой представляет Funbo

Первоначально парни планировали устраивать поединки для фанатов с известными киберспортсменами ради развлечения. В конце 2017 года авторы проекта опросили потенциальную аудиторию и выявили ряд проблем. Оказалось, что рядовые геймеры не имели возможности сразиться с кумирами в одну из компьютерных или азартных игр. Для организации таких встреч отсутствовали сервисы. В итоге авторы Funbo решили занять пустующую нишу. В феврале 2018 года было проведено более 10 таких поединков. Важно, что организаторы стартапа учли опыт прошлого, когда они сначала стартовали, а уже после занялись проверкой экономики.

Любопытно, что вначале ребята практически не вкладывались в раскрутку проекта. Николай с друзьями создали группу «ВКонтакте», где и проводили игры. После десятка товарищеских встреч пришло понимание, что с финансовой стороной имеются проблемы. Профессиональные игроки хотят больше денег, но поклонники их таланта не готовы расставаться с такими суммами. Клиенты не особо восторженно отзывались о проведенных поединках, и стало понятно, что этот путь никуда не приведет.

Изначально авторы Funbo работали не с самыми раскрученными стримерами и профессиональными игроками, которые все же имели свою аудиторию. За одну игру pro геймерам платили 2700-3000 рублей, а ведь еще нужно учесть расходы на рекламу. В битве за стримера имели возможность сразиться еще 4 человека. Также продавалось 5 мест в команде оппонентов. Но все равно собрать удавалось не больше 2000 рублей. Николай с коллегами попытались выяснить, что вообще нужно их клиентам, каковы их цели. Стало ясно, что пользователи руководствуются двумя основными мотивами: стремлением к обучению и желанием заиметь связи.

Обучение и связи

Большая часть аудитории хотела увидеть, какие приемы используют киберспортсмены высокого уровня. Люди хотели перенять опыт, улучшить собственную игру, смотря на мастеров. Также многие желали установить контакт с профессионалами, которые в последующем оказали бы им помощь в становлении в качестве киберспортсменов.

Создатели Funbo задумались, как закрыть эти потребности. В ходе очередного мозгового штурма была выработана достаточно изящная модель. Парни подсчитали, что 60 % людей, выбирающих киберспортивные дисциплины, хотят в будущем попасть в киберспорт и зарабатывать в этой сфере деньги. Решено было создать сервис, где профи будут обучать новичков и более опытных игроков на специализированных курсах. На первое место вышла помощь рядовым геймерам в их стремлении стать профессиональными киберспортсменами. Далее платформа развивалась в русле выбранной парадигмы.

Авторы проекта выделили 3 стадии обучающего процесса:

  • стримы и прямые трансляции,
  • создание команд,
  • участие в турнирах.

На первом этапе игроки усваивают учебный материал онлайн. При этом они могут контактировать с опытными тренерами и ведущими геймерами. Практика показала эффективность такого способа передачи знаний. Следующим шагом является создание команд из учеников. При этом людям оказывается помощь, чтобы они могли нормально сыграться. Финальным же аккордом является допуск на профессиональное мероприятие. Кураторы от Funbo выбирают лучше коллективы, в которых могут быть потенциально сильные игроки. Сведения о них передаются киберспортивным организациям.

Путь от новичка до профессионального киберспортсмена

Командам, которые отлично себя зарекомендовали, создатели сервиса помогают пробиваться дальше. К этому моменту подготовлено не так много сплоченных групп, способных серьезно конкурировать на уровне профи, но они есть. Сейчас Николай с соратниками заняты поиском партнеров в среде киберспортивных организаций. Также совершенствуется модель, которая обеспечит кратчайший путь новичку к успеху.

Если партнерством не заинтересуется ни одни структура, то авторы планируют заниматься вопросами продвижения самостоятельно. Стартап уже успел обзавестись полезными связями в среде pro геймеров и менеджеров, так что ребята считают, что у них не возникнет серьезных трудностей на этом пути. Создатели платформы Funbo хотят повысить лояльность к сервису, сделать бренд известным, привлечь большое количество новых участников и тренеров. Для этого они совершенствуют работу компании, улучшают технические компоненты, разрабатывают дополнительные инфоповоды.

Николай утверждает, что для выхода на качественно новый уровень игры недостаточно даже одного года. Курсы же работают чуть более полугода, поэтому говорить о серьезных успехах игроков пока рано.

«Прогресс игроков, безусловно, налицо. Но впереди ребят ждет большая работа, если они хотят достичь заявленных целей. Важно, чтобы пользователи придерживались рекомендаций тренеров, постоянно практиковались. Пробиться в киберспорт может каждый, хотя нет какой-то специальной инфраструктуры или лифтов, помогающих новичкам. Средний уровень профессиональных геймеров постоянно повышается, так что попасть в индустрию становится все труднее. Но у талантливых и упорных личностей, я уверен, все получится», – такой комментарий напоследок дал Николай Голос.

Поделиться:

Наверх