62,20 ↓ 100 JPY
93,81 ↓ 10 CNY
66,26 ↓ USD
55,09 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 1 м/c
EN
22 августа
Четверг

Общество

Юрий Борисов

Заместитель Председателя Правительства РФ

Россия перестает массово строить самолеты и космические корабли

На динамику влияют ситуация в сфере гособоронзаказа и зарубежное давление

Фото: ПАО "Ил"

Производство российских летательных аппаратов, включая космические, в 2018 году рухнуло на 13,5% после сильного роста на протяжении по меньшей мере четырех лет, следует из данных Росстата. В 2014–2017 годах производство самолетов, вертолетов и космических кораблей росло на 9–20% ежегодно, сообщает ЕНВ со ссылкой на РБК.

Речь идет о производстве гражданских и военных самолетов, вертолетов, беспилотников, искусственных спутников, орбитальных станций, космических челноков, стартовых комплексов для ракетной и космической техники, межконтинентальных баллистических ракет, а также комплектующих к вертолетам и самолетам.

Выпуск по этим статьям стал резко снижаться с июля 2018 года, следует из данных Росстата. Снижение продолжилось в начале 2019 года: за январь—февраль производство летательных аппаратов упало на 48% к тому же периоду прошлого года.

На падение производства летательных аппаратов в 2018 году, которое внесло наиболее значительный отрицательный вклад в промышленное производство, в феврале обращал внимание департамент исследований и прогнозирования Банка России, но не приводил конкретных цифр.

Одной из причин спада могло стать намерение США запретить поставки в Россию электронных устройств и комплектующих двойного назначения, из-за чего производителям пришлось заменять компоненты отечественными или из стран Юго-Восточной Азии, предположил создатель сообщества "Открытый космос" Виталий Егоров. "Российские производители вынуждены перестраиваться на других поставщиков, пересматривать ранее утвержденные проекты, что вызывает задержки и спад производства из-за невозможности прямой замены в ряде случаев", — пояснил Егоров.

Во-вторых, производство космических аппаратов — многолетний процесс. "Если в прежние годы завершились начатые ранее крупные проекты, то сейчас, видимо, наступил перелом", — отметил эксперт.

Спад производства объясняется прохождением пика гособоронзаказа, считает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "В авиации доминируют государственные поставки. Пик гособоронзаказа прошел, и поэтому мы наблюдаем спад совокупного объема поставок авиатехники, как самолетов, так и вертолетов", — рассказал Пантелеев.

Драматических изменений в производстве гражданской авиации не произошло, отметил Пантелеев. "Но, к сожалению, из-за санкций сдвинулись запуск в серийное производство и начало поставок самолетов МС-21, на которые уже сформирован портфель заказов на 175 машин для лизинговых и авиакомпаний", — отметил Пантелеев.

Вице-премьер по ОПК Юрий Борисов рассказывал, что в ближайшие годы объемы гособоронзаказа будут снижаться. В первой пятилетке прошлой госпрограммы вооружений приоритет отдавался закупке авиационной техники — боевым самолетам для Воздушно-космических сил и вертолетам для армейской авиации, напомнил Борисов. Но наступило насыщение, "объемы закупок упали в разы", подчеркнул вице-премьер. По его словам, если на пике Минобороны закупало до 100 боевых самолетов в год, то сегодня эта цифра колеблется от 50 до 60. "Вертолетов мы закупали по 80–90 единиц, а теперь 30–40. Нет необходимости. Парк обновился. Предприятия будут их обслуживать, поддерживать жизненный цикл, но это не массовые закупки. Такая же ситуация наступит и по другим образцам вооружения", — говорил Борисов.


Наверх