62,75 ↑ 100 JPY
94,55 ↓ 10 CNY
66,78 ↑ USD
55,26 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 2 м/c
EN
21 августа
Среда

Экономика

Стало известно, на какие уступки пойдут Visa, Master Card и "Мир"

От договоренностей платежных систем с ЦБ выиграют автосалоны

Фото: ЕНВ

Банк России совместно с платежными системами Visa, MasterCard и Национальной системой платежных карт (НСПК, оператор карт "Мир", - прим. ред.) разработал предложения по снижению банковских тарифов, взимаемых с магазинов при расчете картами, сообщает ЕНВ со ссылкой на РБК.

Об этом говорится в протоколе по итогам совещания у первого зампреда ЦБ Ольги Скоробогатовой от 15 марта, пишет издание.

В числе предложений — установление предельной суммы комиссии при покупке автомобиля, а также фиксированные тарифы для аптек и при оказании услуг в сфере здравоохранения и образования. Новые тарифы должны вступить в силу с 1 октября 2019 года, следует из документа.

Системы "Мир" и Visa планируют установить тариф за карточные оплаты для автомобилей и недвижимости на уровне 0,8% от суммы чека, но не больше 10 тыс. руб. с одной покупки. Это означает, что при цене машины или квартиры выше 1,25 млн руб. комиссия при безналичной оплате будет меньше 0,8%.

Mastercard, у которой тариф в 0,8%, но не больше 10 тыс. руб. уже действует для сферы недвижимости, согласна установить для автомобилей ту же предельную сумму, но по более дешевым машинам хочет взимать комиссию в 1,2%. Таким образом, при оплате картами этой платежной системы комиссия достигнет максимума уже при цене 833 тыс. руб. за автомашину.

Фиксированные комиссии планируются и для социально значимых покупок. Для аптек самые низкие тарифы предлагает Visa — на уровне 1,2%, система "Мир" и Mastercard — в размере 1,3%. При оплате образовательных услуг "Мир" снижает тарифы до 0,3%, Visa — до 1%, Mastercard — до 0,8%. При оплате услуг лицензированных учреждений в сфере здравоохранения тарифы Visa и Mastercard запланированы на уровне 1%, "Мир" предлагает пониженный тариф в 0,3%.

Речь идет не о полном размере торговой уступки (сумме, которую торговля платит за услугу), а только о ее части — межбанковской комиссии (интерчейндж). К ней добавляется еще комиссия за услуги платежных систем (средняя по рынку 0,3%) и заработок банка-эквайера (меняется от минус 0,3% до плюс 0,9%).

Предложения по снижению торговой уступки разрабатываются в связи с решениями, принятыми на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 1 марта. Тогда представители торговли и банков не поддержали идею госрегулирования комиссий за эквайринг. Они договорились, что рынок самостоятельно подготовит меморандум с согласованными предложениями о корректировке комиссий за эквайринг и направит его в правительство до 20 марта.

Окончательно документ будет готов в понедельник, 18 марта, сообщил вице-президент Ассоциации банков "Россия" Алексей Войлуков. В этот день на заседании совета объединения (входят Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Альфа-банк, МКБ и др.) документ должен быть подписан банками и платежными системами, а также обсужден с ЦБ, ФАС, Минфином и Минпромторгом. Далее меморандум будет направлен на согласование в госучреждения и Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ).

Никакого обсуждения с торговлей предложений по снижению комиссий не было, сказал глава АКОРТ Сергей Беляков. При этом в протоколе по итогам совещания у Козака прямо сказано, что выработку предложений необходимо организовать с участием АКОРТ. Именно такой подход-обсуждение всех заинтересованных участников рынка ставился как альтернатива государственному регулированию ставки, подчеркнул он.

"С точки зрения содержания предложений они абсолютно игнорируют проблемы, о которых мы говорили: высокие ставки эквайринга в интернет-торговле, для малого бизнеса и в сегменте нонфуд (непищевых) товаров", — указал Беляков.

На совещание в ЦБ не позвали ретейл и ключевые ассоциации, а это значит, что глубокого обсуждения вопроса изменения экосистемы платежей не проводилось, утверждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По его мнению, решения, которые отражены в документе, никак не повлияют на непродуктовую розницу, которая занимает половину рынка (одежда, обувь, электронная и бытовая техника и т.д.).

"Категории, которые были выделены для снижения комиссии, — это только те категории товаров, где можно снизиться без ущерба для платежных систем", — считает Соколов.

Автодилеры предлагали установить размер комиссионного вознаграждения на уровне 0,2–0,3%, поэтому предлагаемый размер комиссии не считают низким, говорит глава Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев, добавляя, что предлагаемые тарифы уже ниже средних (1,5–1,8%).

Комиссия, не превышающая 10 тыс. руб., будет выгодна только при продаже автомобилей стоимостью около 3 млн руб., так как в этом случае она не превысит 0,2–0,3%, говорит глава РОАД. По его словам, картами сейчас и так в основном расплачиваются покупатели премиум-сегмента. В настоящее время средняя стоимость автомобиля фиксируется на уровне 1,3 млн руб.

При ограничении комиссии для безналичной оплаты в 10 тыс. руб. наличный расчет явно снизит экономическую привлекательность для клиентов и дилеров, говорит гендиректор ГК "АвтоСпецЦентр" Денис Петрунин. Текущие ставки банков по эквайрингу находятся на уровне 1,5–2%, что делает невыгодной отплату по безналичному расчету. На практике цена для клиента одинаковая при наличной и безналичной оплате, соответственно, комиссия по эквайрингу — это прямые затраты автодилеров, указывает Петрунин.

Поделиться:

Наверх