66,70 ↑ USD
75,25 ↑ EUR
98,39 ↑ 10 CNY
16 февраля
Суббота

Политика

Мусорный бизнес в Приморье "подминают" чиновники

"На первом месте должны стоять логистические и экологические вопросы, а не финансовые по типу "кто кому должен"

Автор фото: primorsky.ru

Приморский край оказался в числе 13 субъектов РФ, сорвавших так называемую "мусорную реформу". Об этом заявляет ассоциация "Чистая страна". Начало перехода на новую модель утилизации мусора в Приморье откладывается, как минимум, на полгода. Пока же, по поручению региональных властей, муниципалитеты продолжают работать по старой схеме. В краевом департаменте по ЖКХ и топливным ресурсам признали, что отсрочка связана с неготовностью региона к переходу на новую схему по обращению с отходами. Подробности – в материале ЕНВ.

Материально-техническая база к нововведению оказалась не готова

Суть декабрьского "закона о легализации свалок" проста. С 1 января можно использовать только те свалки, на которые есть акт ввода в эксплуатацию, заключение санитарных служб и т.п. Впрочем, ряд российских регионов, в том числе, Приморье оказались неготовы реализовать проект в этом году.

Материально-техническая база регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) МУП "Спецзавод №1" оказалась не готова к принципиально новому масштабному проекту.

По идее, на территории Приморского края должна была быть введена единая система работы с ТКО, ведущая работу с отходами на привлеченные от приморцев средства. Было запланировано, что вывозить мусор будут на пять полигонов, расположенных в Приморье. Однако, на сегодняшний день схема прежняя: перевозчиков ТКО ищут сами ТСЖ и УК.

Елена Пархоменко, директор краевого департамента по ЖКХ и топливным ресурсам, объясняла, что региональный оператор не смог осуществить ряд принятых на себя обязательств. Например, не были направлены предложения о сотрудничестве компаниям, вывозящим мусор. Маршруты и графики транспортирования ТКО также не были предоставлены. План организации перерабатывающих производств отсутствует, и аукционы по отбору операторов по транспортированию не проводились.

"Отсутствие одного из основополагающих документов, регламентирующих деятельность регионального оператора - территориальной схемы, не дает МУПВ "Спецзавод № 1" провести отбор операторов по транспортированию ТКО, что в свою очередь это влияет на невозможность утверждения единого тарифа на услуги по обращению с отходами", - поясняла Пархоменко.

Анатолий Лебедев, эколог, председатель совета ОО "БРОК", считает, что в первую очередь необходимо заварить все мусоропроводы, после чего во всех населенных пунктах Приморского края нужно устанавливать отдельные емкости под различный мусор.

"Конечно, надо разобраться, где складируется еще не переработанные ТКО, есть ли возможности для переработки мусора из отдаленных районов. Во Владивостоке, например, в отличие от удаленных населенных пунктов края, есть компании, утилизирующие мусор. И если говорить о переработке отходов, на первом месте должны стоять логистические и экологические вопросы, а не финансовые по типу "кто кому должен", - отмечает эколог.

"Золотая мусорная жила"

Кстати, о деньгах. Тарифы компаний, занимающихся вывозом мусора, для госструктур, управляющих компаний и коммерческих предприятий существенно различаются. Первые устанавливаются по результатам торгов. Вторые – гораздо бюджетнее третьих.

Один из директоров владивостокской компании, утилизирующей мусор, рассказал, что их организация забирает на территории города около 200 тонн мусора в сутки, порядка 45% из которого относится к ТКО. Большинство отходов отвозят на Холмистую, 1, где мусор обрабатывается и захоранивается. И не рентабельным этот бизнес назвать сложно. Директор подчеркнул, что определенные трудности присутствуют с утилизацией как раз твердых отходов. Например, ближайший пункт приема на утилизацию стекла расположен в Хабаровске, куда доставлять такой мусор просто нереально.

Елена Лазаренко, президент Приморской Ассоциации собственников жилья, поясняет, что их ТСЖ, состоящее из трех многоквартирных домов, платит за вывоз мусор от 25 до 27 тысяч рублей ежемесячно и если бы тарифы поднялись, товарищество непременно бы поменяло подрядчиков. "Любое увеличение стоимости вывоза мусора сказывается на увеличении тарифа на содержание мест общего пользования. ТСЖ проще работать с разными фирмами, выбирать. Стоимость вывоза пакета отходов может различаться на 5-10 рублей, а это вызывает повышение тарифа на содержание на 1 рубль за квадратный метр", - комментирует эксперт, связывая при этом попытку установить новый порядок обращения с ТКО с попыткой установления монополии государства через регионального оператора. "Любая попытка установить монополию убивает рынок в данной сфере", - сказала Лазаренко.

В целом, эксперты сходятся во мнении, что передел на мусорном рынке происходит прямо "здесь и сейчас", и это вещь очевидная. "Золотой" мусор пытаются "подмять" под себя чиновники, так как собирать и перерабатывать отходы будет выгодно всегда.


Наверх