66,70 ↑ USD
75,25 ↑ EUR
98,39 ↑ 10 CNY
16 февраля
Суббота

Экономика

В России продолжится рост цен на бензин

НДС, акцизы, рыночные приоритеты нефтяных компаний, а также низкий уровень жизни россиян способствуют увеличению стоимости горючего в стране

Автор фото: Роснефть

Повышение цен на популярные виды топлива в России в 2019 году связано с рядом факторов. В их числе – удорожание акцизов, увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также огромное желание крупных компаний поставлять топливо на экспорт, минимизировав заполнение внутреннего рынка. Интересно, что сами представители нефтяных компаний сложившуюся ситуацию "ростом" цен не называют. По их мнению, это скорее "компенсация за увеличившийся налог". Руководители же АЗС в Приморском крае вообще разводят руками. По их словам, что будет с топливом в регионе — тайна, покрытая мраком. Приоткрыть эту тайну попыталось ЕНВ.

Как в песне: у малых и больших компаний большой такой секрет

Напомним общеизвестный факт: 31 октября прошлого года правительство договорилось с нефтяными компаниями о стабилизации ситуации на топливном рынке. Договоренность о сдерживании цен действовала до 31 декабря.

С 1 января 2019 года нефтяникам разрешено повышать цены в течение месяца не более чем на 1,7%. Московские эксперты неоднократно заявляют в СМИ, что политика сдерживания цен в России работает как отлаженный механизм. При этом, помимо роста НДС, с 1 января текущего года акцизы на бензин и дизтопливо в стране выросли в 1,5 раза до – 12,3 тыс. рублей и 8,5 тыс. рублей за тонну соответственно.

Осенью 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак разрешил нефтяникам отразить рост НДС в цене топлива, при этом рост акцизов должен быть компенсирован введением демпфирующего механизма.

Однако ни в "Роснефти", ни в "Газпром нефти" специализированные управления информационной политики на запросы ЕНВ не ответили, связаться с ними не удалось.

Что касается местных, приморских компаний, управляющие автозаправочных станций на диалог с журналистами идти также не желают. Вопросы о ситуации с топливом их раздражают, смущают и загоняют "в угол".

Директор "АЗС Прим Оил" выразил общее настроение работников "бензинной" отрасли в Приморье. Он сообщил: "Мы сами ничего не знаем, нам Москва ни о чем не докладывает. На сегодняшний момент цены на топливо в регионе стабильны, что будет после отмены моратория – можно только догадываться. Очевидно, что цены вырастут, а вот насколько — не от нас зависит. За ответом обращайтесь в крупные компании". Точно такой же точки зрения придерживались и другие руководители местных АЗС.

Дело в том, что местные продавцы топлива свое отношение к повышающимся из года в год на него ценам не меняют. Ответ всегда один: "у нас в Приморье все спокойно, а о других регионах мы слышать не слыхивали". Складывается устойчивое ощущение, что все в порядке только именно в нашем крае, а остальная Россия живет сама по себе.

Рассмотрим график роста цен на топливо в Приморском крае, который, при желании, каждый может составить самостоятельно, проанализировав рынок при помощи опубликованных данных. Вывод следующий: за год рост цен на бензин и дизель был зафиксирован от 2,5 до 4,5 рубля. На момент 15 января 2018 года в регионе литр АИ-92 в среднем стоил 40,04 рубля, за год цена выросла до 42,27 рубля. Чуть более 12 месяцев назад, АИ-95 и АИ-98 продавались за 40,96 и 42,68 рубля соответственно. На сегодняшний день на данную категорию топлива средняя цена установлена от 43,12 и 45,73 рубля. Стоимость дизеля за год выросла более чем на 4 рубля: с 43,71 до 47, 45 рубля за литр. На сегодняшний день "дешевый" дизель опередил по дороговизне все виды существующего бензина на АЗС.

В среднем по России цена на бензин АИ-92 увеличится до 53,501 рубля, на бензин АИ-95 — до 56,649 рубля, а на дизтопливо до 51,201 рубля за литр. При этом, от дороговизны топлива больше всех должна по прогнозам экспертов "пострадать" Якутия, здесь его стоимость может достигнуть 72,057, 72,660 и 64,641 рубля соответственно каждой категории горючего.

В Приморском крае за ожидаемые 11-12 месяцев цена на бензин АИ-92 подрастет до 53,557, АИ-95 будет стоить 53,913 рублей за литр, а цена на дизтопливо вырастет в среднем до 51,083 рублей.

Несколько вселяет надежду попытки правительства РФ наглеющим трейдерам по рукам все же "хлопать", но что произойдет от этих "хлопков" – покажет ближайшее будущее. Независимые эксперты в положительный исход на топливном рынке верят слабо.

Все дело – в бедности населения

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов, комментируя в СМИ текущий рост цен на бензин, обосновывал его увеличением НДС. "Идет компенсация налоговой нагрузки. Это было прогнозировано, это заявлялось регуляторами. Рост не заставил себя долго ждать: уже с января они пошли вверх", — высказывался эксперт, подчеркнув, что экспортные пошлины, которые начинают путь к своему обнулению, также создают условия, при которых внутренний рынок менее привлекателен по отношению к внешнему.

Говоря о дальнейшей динамике цен на топливо, Баженов определяет два фактора, которые смогут на нее повлиять – цена на нефть и курс рубля по отношению к доллару. Баженов считает, что в марте проявятся те же тенденции, что и в аналогичный период прошлого года, когда маржинальность шла в ноль и в минус, розничная цена росла и вводились механизмы ручного регулирования. По его прогнозам, 2019 год будет более сложным, чем 2018-й. "Директивно влиять на внешний рынок наше правительство не может. Получается, что в силу объективных рыночных условий, если экспорт становится более привлекательным, он неизбежно толкает внутренний рынок к росту", — подчеркнул Баженов.

"После окончания моратория в конце марта, безусловно, цены на топливо поползут вверх, - также считает кандидат экономических наук Максим Кривелевич. – Понятно, что если у компании доля акцизов в цене порядка 15% и акциз резко растет, то цена не может остаться на месте, а тем более дешеветь. Сейчас на заправках мы видим незначительный рост цен на топливо, но это лишь последствия прошлых действий налогового маневра. Последствия же нового налогового маневра мы увидим месяца через три, когда цена топлива на российских АЗС вырастет не менее, чем на два рубля. Но дело не столько в стоимости горючего, а в том уровне жизни, который существует в России. Это не бензин у нас дорогой, а зарплаты россиян безобразно низкие. Если перевести в доллары, то топливо на территории РФ намного дешевле, по сравнению с зарубежными странами, соответственно нефтяным компаниям выгодно продавать его за границу, а не поставлять на внутренний рынок. Пока не произойдут кардинальные изменения в экономике страны, ожидать снижения цен на чтобы то ни было, в том числе на бензин или дизель, не приходится", - пояснил эксперт.

Поделиться:

Наверх