58,37 ↓ 100 JPY
91,76 ↑ 10 CNY
63,13 ↑ USD
53,55 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 3 м/c
EN
24 июля
Среда

Общество

РАН хочет создать государственные школы для одаренных детей

Академия предлагает их "вычленить" из лучших среднеобразовательных учреждений в регионах

Фото: primorsky.ru

Российская академия наук (РАН) и министерство просвещения планируют передать около сотни ведущих школ из муниципального подчинения в региональное. По словам президента РАН Александра Сергеева, это необходимо, чтобы учителя смогли сконцентрироваться на работе с одаренными детьми, а не со среднестатистическими школьниками. Глава РАН уже обсудил эту инициативу с президентом РФ Владимиром Путиным, сообщает ЕНВ со ссылкой на газету "Коммерсант".

Господин Сергеев заявил о необходимости изменить статус лучших российских школ, чтобы они "максимально эффективно готовили детей к университету и дальше в науку". "У нас подавляющее большинство наших лицеев и гимназий, которые входят во все рейтинги, находятся в муниципальном подчинении,— сказал руководитель РАН.— Это значит, что набор детей туда производится из ближайших микрорайонов. То есть учителя вынуждены в итоге ориентироваться на среднего школьника. Интересные программы не всегда удается реализовать, потому что учителя работают на неоптимизированный контингент". По мнению Сергеева, переведенные в региональное подчинение ведущие школы должны стать "базовыми для науки": "Они должны появиться как минимум в 30 регионах страны".

Напомним, в июле 2017 года глава тогдашнего министерства образования и науки Ольга Васильева заявила о намерении перевести все школы из муниципального подчинения на уровень регионов. Запуск столь масштабной реформы она объяснила необходимостью "возвращения школ в государство" и укреплением "единого образовательного пространства". Тогда против идеи выступили губернаторы, считающие, что заниматься хозяйственными вопросами тысяч школ из одного центра будет слишком неудобно. Однако идею поддержали в учительском профсоюзе, где надеются, что это приведет к увеличению финансирования школ. В августе 2018 года Минпросвещения объявило о начале передачи учебных заведений субъектам федерации в 16 пилотных регионах. Согласно действующему законодательству, в большинстве регионов РФ школы подчиняются муниципалитетам. Это означает, что местные власти вправе самостоятельно распределять полученные из регионального бюджета средства и назначать директоров по собственному усмотрению.

По словам соучредителя профсоюза "Учитель" Ольги Мирясовой, "необходимо сначала узнать, чем закончился эксперимент с переходом на региональное финансирование", однако "в целом хорошо, что на одно звено в управлении станет меньше". Что же касается ведущих школ, "никакой революции не случится", считает госпожа Мирясова: "Лучшие школы и так финансируются дополнительно, деньги муниципального образования в их бюджете – не главное".

Подобного мнения придерживается и научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин: "Министерство просвещения действительно предлагает передать функции учредителей школ регионам, тогда как глава РАН предлагает выделить группу школ, выполняющих особую функцию работы с детьми с определенными способностями, и эти школы передать на региональный уровень. То, что предлагает Сергеев, является расширением и оформлением уже существующей практики, когда создаются губернаторские лицеи, специализированные школы-интернаты, лицеи в составе высших учебных заведений", - цитирует "Коммерсант" Фрумина.

Иного мнения придерживается кандидат политических наук, завкафедрой политологии Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Наталья Коломейцева. Создание "супер" и "обычных" школ ей не нравится по ряду причин. "Но самое главное то, что только в многообразии идет гармоничная социализация детей, рождаемая конкуренцией в гетерогенной среде. То есть дети в коллективе нужны разные. В России не должно быть хороших и не очень хороших школ, с одаренными и не одаренными детьми, тем более на уровне государственного решения. Все школы должны быть "сильными" и стремиться дать детям знаний и кругозора по максимуму", - уверена ученый.

По мнению Коломейцевой, если в правительстве поддержат инициативу РАН, то страна может получить два негативных сценария:

  • "Первый, когда в итоге останется лишь небольшое количество хороших школ, из которых будут выпускаться хорошие ребята - дети "сильных мира сего" с очень средними знаниями, ибо ни через какой "естественный отбор" и условия честной конкуренции проходить не будут, потому, как ни крути, но в "прозрачный" процесс отбора в такие школы могут в наших реалиях включиться механизмы коррупции".
  • "Второй, когда в итоге опять же останется лишь несколько хороших школ, которые будут неспособны принять всех желающих, ведь никто же не будет спорить, что хороших учеников всегда больше, чем плохих".

Политолог добавляет, что из-за разницы в зарплатах хорошие учителя будут стремиться работать в элитных школах, как результат, по ее мнению, потеряют в качестве образования большинство детей страны. "А ведь Конституция России гарантирует школьное образование. Она же, кстати, гарантирует еще и абсолютное равноправие и отсутствие дискриминации по любым признакам, в том числе и успеваемости. Так что доступ к государственному и муниципальному школьному образованию должен быть у всех равный", - уверена Коломейцева, при этом добавляя: "Такое разграничение школ может проходить только на коммерческой основе, а не на уровне государства. Что плохого? Пусть открывают частные школы для гениальных детей и – вперед. Тем более, такие школы уже есть в каждом крупном городе и, что интересно, в университетской среде выпускники этих школ ни чуть не отличаются от выпускников общеобразовательных муниципальных".

Что касается вопросов финансирования, то вопрос крайне серьезный, уверена завкафедрой политологии ДВФУ. "Сейчас школы зависят от муниципального бюджета, будет ли им лучше зависеть от регионального, пока вопрос открытый. А вот идея Ольги Васильевой, министра просвещения о том, чтобы вернуть общее образовательное пространство, пусть и таким образом – через перевод школ на уровень регионального подчинения, мне лично нравится. Приходя в университет, мы фиксируем серьезный диссонанс между знаниями, которые дети получают в разных школах", - заключила Коломейцева.


Наверх