58,64 ↓ 100 JPY
89,85 ↓ 10 CNY
63,63 ↓ USD
54,22 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+4° ветер 1 м/c
EN
23 октября
Среда

Общество

Стратегию нацполитики в части обеспечения прав коренных народов признали неэффективной

По данным Счетной палаты, 80% организаций не участвовало в программах господдержки

Фото: Елена Старостина / WWF России

Счетная палата провела анализ реализации Стратегии государственной национальной политики РФ в части обеспечения прав коренных малочисленных народов в 2013 – 2018 годах. По его итогам СП отметила риски нарушения правовых гарантий коренных малочисленных народов из-за несовершенства нормативно-правового регулирования данной сферы и недостаточной вовлеченности этих народов в решение вопросов, затрагивающих их права и интересы, сообщает ЕНВ со ссылкой на пресс-службу органа.

"В программах господдержки не участвует около 80% организаций коренных малочисленных народов, что свидетельствует о низкой вовлеченности институтов гражданского общества в партнерские отношения с государством", - заявила на коллегии аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова.

Анализ действующего законодательства выявил отсутствие унифицированного подхода к обеспечению прав коренных малочисленных народов. "Правовые гарантии коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока значительно отличаются от правовых гарантий малочисленных народов, проживающих на иных территориях. В результате это формирует риски негативного отношения этих народов к оказываемой им государственной поддержке", - подчеркнула Блинова.

Кроме того, утвержденные правительством перечни коренных малочисленных народов не соответствуют понятию коренных малочисленных народов, установленному законодательством. В результате создаются риски оказания финансовой поддержки представителям народов, не относящихся к коренным малочисленным народам. В 2013-2018 гг. общий объем финансирования мероприятий по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов за счет всех источников составил 2,8 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета в размере 1 млрд.

При этом в 2013-2018 гг. субъектами РФ за счет средств федерального бюджета непосредственно организациям коренных малочисленных народов предоставлена поддержка на общую сумму 157,8 млн руб. (15,1% объема субсидий из федерального бюджета). Это значит, что большая часть субсидий из федерального бюджета (84,9%) расходуется без непосредственного участия коренных малочисленных народов, что не соответствует поставленной в Стратегии задаче об обеспечении условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.

Анализ соглашений о предоставлении субсидий, заключенных Федеральным агентством по делам национальностей с субъектами Российской Федерации в 2017-2018 гг., показал, что указанные в них мероприятия не конкретизированы и изложены в более широком понимании, чем задачи Стратегии. "Это создает риски потери целевой ориентации государственной поддержки и объективности контроля использования бюджетных средств", - отметила Блинова.

Присутствующий на коллеги заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Ипатов согласился с выводами Счетной палаты, отметив, что все замечания будут учтены при принятии новых правил распределения и предоставления субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: "Они уже практически учтены. И я уверен, что последующее распределение субсидий будет направлено на конкретные мероприятия по улучшению качества жизни коренных малочисленных народов". Он также сообщил, что ФАДН России подготовило и внесло в правительство законопроект о реестре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. "Это реестр, который будет учитывать всех. Поэтому после принятия данного законопроекта у нас будет четкое понимание количества людей, на поддержку которых будет направлена субсидия", - подчеркнул он.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в правительство с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и Федеральное агентство по делам национальностей.


Наверх