65.42 ↓ 100 JPY
11.22 ↓ 10 CNY
71.68 ↓ USD
64.44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 6 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Огонь по своим

Сенсационные подробности расстрела в районе Северных Курил российского сейнера-браконьера

Игорь Кравчук, Петропавловск-Камчатский, специально для "Н"

22 февраля 2001 года у острова Шиашкотан Северо-Курильской гряды самолет патрульной авиации российской погранслужбы потопил сейнер, уходивший от преследования. Случай беспрецедентный: силы ФПС за последние годы не раз открывали по нарушителям огонь, но свое, российское, затопили впервые.

Зачем так путать следы?

Миру об этом ЧП стало известно из признаний директора департамента морской охраны ФПС РФ контр-адмирала Валерия Логвиненко и командования Северо-Восточного регионального управления (СВРУ) ФПС. Однако их информация ясности в это мутное дело принесла мало, напротив, вызвала множество вопросов. Например, в первых же сообщениях прозвучало, что сейнер вел незаконный промысел, но из чего его преследователи сделали такой вывод, было неясно. Странно звучали и предположения пограничников о возможном нахождении на "Альбатросе" десятков тонн минтаевой икры. По данным неофициальных источников, судно затонуло примерно в 200 милях юго-восточнее Шиашкотана. Так вот, минтая в этом районе рыбаки отродясь не видели. В общем, что на том судне было на самом деле, теперь не узнать - оно лежит на глубине 5 километров. И еще интересный вопрос. Почему пограничники, сразу признавшие, что именно они потопили сейнер, впоследствии кардинально поменяли версию? И высказали предположение, что экипаж затопил судно сам. Неужели чтобы не сдавать минтаевую икру?..

После того как все концы в натуральном смысле ушли под воду, расследование инцидента зашло в тупик. Дело списали в архив. Меж тем стало известно, что утопленник раньше назывался "Тайфун-4", затем "Атлантик" и уже однажды попадался пограничникам за нарушения, было даже возбуждено уголовное дело, но сейнер отпустили восвояси. Отчего же так?

Природоохранная рыбалка

23 апреля 1999 года японский порт Вакканай покинул РТС "Тайфун-4", приписанный к порту Холмск. Ранее судно называлось "Бонанза-301". Капитан Василий Маталинов направил его в сторону российской экономической зоны восточнее Курильской гряды с задачей по охране морских биоресурсов: как известно, рыбоохранным ведомствам не хватает патрульных судов, а пограничникам - сторожевых кораблей, и они вынуждены арендовать обычные рыболовецкие траулеры.

Зафрахтовала "Тайфун-4" на период с 25 апреля по 25 августа 1999 года Сахалинская инспекция охраны морских биоресурсов (РИОМБ) - подразделение ФПС. Согласно договору аренды, подписанному 21 марта начальником СахРИОМБ каперангом А. Милькиным, судовладелец - ООО "Конкордия-сервис" - вместо арендной платы получил право реализовывать найденные в океане браконьерские сети и извлеченную из них нежизнеспособную часть улова (живую рыбу предписывалось выпускать в море). Тогда же Милькин выписал служебное удостоверение некоему Лакееву (вписанному в судовую роль "Тайфуна" как матрос-переводчик), подтверждающее, что он является госинспектором, начальником рейса, а также предоставил другие документы, дающие ему право в ходе охраны экономзоны проверять российские и иностранные суда.

На самом деле Роберт Лакеев был мастером добычи ООО "Конкордия-сервис", а истинные цели "Тайфуна-4" очень далеки от природоохранной деятельности. Вот факты: при выходе из Вакканая на его борту находилось 1212 дрифтерных сетей, предназначенных исключительно для лова лосося в поверхностном горизонте, 20 радиобуев, бамбуковые вехи для маркировки дрифтерных порядков, 10 тонн соли, 10 тысяч штук упаковочной тары плюс три японских специалиста в области поиска и переработки рыбы. 28 апреля РТС пересек экономзону РФ и направился в конвенционный район северной части Тихого океана.

29 апреля пошла рыбалка, но 4 мая корабль американской береговой охраны "Раш" застукал сейнер при выборке сетей. На борту отсутствовали опознавательные знаки и название, не было и речи о промысловом и технологическом журналах. При осмотре орудий лова, помимо выбранных сетей, были и абсолютно новые, а также 1628 штук нерки (3420 кг) и 188 - кеты (300 кг). Было очевидно, что РТС незаконно добывал лосося на миграционных путях к местам нереста. Его доставили в П.-Камчатский, прокуратура СВРУ возбудила уголовное дело. Опытные специалисты из Камчатской РИОМБ предупреждали: подавайте лучше гражданский иск. Его судовладельцы боятся больше всего: по УК дадут капитану небольшой штраф или условный срок, а вот в гражданском конфискуют судно, дорогие сети, улов и вдобавок оштрафуют на приличную сумму.

Но прокуратура дело завела. И, потратив время, уяснила азбучную истину: в открытой части моря УК РФ не действует. В итоге у/д было закрыто, а 14 октября возбуждено дело об административном правонарушении. В суд его направили 22 октября. Рассмотрели ровно месяц спустя, а по закону человек может быть привлечен к административной ответственности не позднее, чем через месяц после прекращения дела уголовного. Так обычная волокита помогла капитану Маталинову избежать ответственности, а компании "Конкордия-сервис" - убытков: конфискации судна, возмещения ущерба в размере 1,5 млн рублей и штрафа в 500 тысяч. А 21 декабря и.о. прокурора СВРУ Роман Софронов направил командиру в/ч 2376 письмо с просьбой "вернуть представителю ООО "Конкордия-сервис" Валерию Аджарьяну 1211 дрифтерных сетей и 20 радиобуев, изъятых в ходе предварительного следствия.

Компенсируйте чем можете

Днем ранее, 20 декабря 1999 года, на свет появился уникальный документ, который стоит процитировать: "Мы, нижеподписавшиеся, командир в/ч 9862 генерал-лейтенант Прохода В.И., именуемый в дальнейшем ПОЛУЧАТЕЛЬ, с одной стороны и представитель администрации ООО "Конкордия-сервис" Аджарьян В.И., именуемый в дальнейшем СПОНСОР, с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. СПОНСОР принимает на себя обязанность безвозмездно перечислить ПОЛУЧАТЕЛЮ в целях спонсорской помощи денежные средства для нужд частей и соединений СВРУ ФПС РФ. 2. Срок выполнения обязательства - до 1 января 2000 года..." Подписи, гербовая печать.

Эта любопытная бумага была изъята сотрудниками РУБОП на квартире Валерия Аджарьяна в феврале 2001-го - во время следствия по делу потопленного "Альбатроса-101". Не будь пограничные летчики столь меткими, об этом договоре никогда не узнали бы. Тогда же в органах вспомнили, как ловко два года назад "Конкордия" избежала крутых мер за "природоохранную деятельность" своего РТС "Тайфун-4". К тому времени, по оперданным спецслужб, уже было известно, что под именем "Альбатрос-101" утопили как раз "Тайфун-4".

Согласно квитанции № 59823 от 24 января 2000 года, в кассу СВРУ ФПС поступило 326 000 рублей. Наличными. Деньги были оприходованы кассиром в присутствии сотрудника прокуратуры майора юстиции В.И. Савицкого. Из объяснения гендиректора ООО "Камчатресурс Лтд." В.И. Аджарьяна: "Я действительно внес денежные средства в сумме 326 тысяч рублей в кассу в/ч 9862. Просьба об оказании спонсорской помощи исходила лично от командующего СВРУ Проходы В.И. Он обратился ко мне в связи с тем, что я в П.-Камчатском был представителем ООО "Конкордия-сервис"... В собственности данной компании находилось судно "Тайфун-4", которое было арендовано СахРИОМБ, впоследствии задержано и доставлено в порт П.-Камчатского. Насколько я понимаю, указанные денежные средства в виде спонсорской помощи должны были компенсировать понесенные СВРУ расходы по задержанию судна, а также проводившиеся впоследствии экспертизы".

Позже начальник финансово-экономического отдела СВРУ полковник Евгений Рыженков признался, что договор о спонсорской помощи вместо генерала Проходы ПО ПРОСЬБЕ ПРОКУРАТУРЫ подписал он и заверил гербовой печатью финотдела. Так что генерал и не ведал о злополучной "помощи", к тому же, когда Аджарьян давал свои объяснения, Прохода уже убыл в Калининград, где возглавил погрангруппировку ФПС. Таким образом, цепочка событий, начавшихся 23 апреля 1999 года, рисуется во всей очевидной их взаимосвязи: выход РТС "Тайфун-4" на охрану биоресурсов под "крышей" погранслужбы - незаконный промысел в конвенционной зоне - задержание сторожевиком США - возбуждение уголовного дела и административного производства - прекращение судебного преследования - договор о спонсорской помощи - внесение наличных денег в кассу СВРУ - евроремонт в погранпрокуратуре. Он был проведен вскоре после спонсорского "вливания". Тогда же была закуплена компьютерная и оргтехника. В прошлом году мы интересовались у прокурора Софронова, откуда у следователей дорогущие ноутбуки, однако Роман Евгеньевич как-то уклончиво ушел от ответа. Не смог он толком пояснить и историю с "Тайфуном-4". Теперь все становится на места. Ныне Роман Софронов - прокурор российской погрангруппировки в Таджикистане. Негоже ломать такую карьеру.

Пора бы занавесу быть

Но на этом история удачливого РТС не закончилась. В 2001 году бывшая шхуна "Бонанза-301", она же "Тайфун-4", она же "Атлантик", осталась без названия. Судовладельцам требовалось выпустить ее на промысел любой ценой (и, желательно, все под той же пограничной "крышей"). 12 февраля 2001 года президенту ООО "Камчатресурс Лтд" Аджарьяну пришло письмо: "Уважаемый Валерий Иванович! Департаментом морской охраны ФПС РФ ваше ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУДНА ДЛЯ ПАТРУЛИРОВАНИЯ районов промысла с должностными лицами морской охраны рассмотрено. Для решения вопроса о заключении договора аренды судна РТМС-01 с экипажем рекомендуем обратиться к командованию Северо-Восточного (г. П.-Камчатский) или Тихоокеанского (г. Владивосток) региональных управлений ФПС России. Начальник Департамента морской охраны ФПС РФ Логвиненко В.И.".

РТМС-01 без названия (это тот самый экс-"Бонанза", экс-"Тайфун", теперь уже "Альбатрос-101") снова вышел в море. А через 9 дней пограничники засекли в экономзоне неопознанное судно, не реагировавшее на требования об остановке. Два дня гоняли его, а затем пустили на дно. По оперданным спецслужб, за такими судами-призраками, как правило, стоят криминальные авторитеты Сахалина, имеющие львиную долю доходов от браконьерства. Если учесть, что каждый такой "альбатрос" способен приносить прибыли $ 4-8 млн в год, отчего бы не рискнуть. Пограничники ведь не обязательно стреляют по своим, а если и делают это, то по самым веским основаниям...

Конвенционным называется район вне экономзон России и Америки, в котором стада лосося нагуливают жир. В открытой части моря законодательства обеих стран не действуют, но, поскольку лосось оттуда мигрирует в материковые реки, то в целях недопущения его хищнического лова правительства нескольких держав подписали соответствующую международную конвенцию, регулирующую рыболовный промысел в таких районах. По российскому законодательству за нарушения в этих районах предусмотрена административная ответственность.
Поделиться:

Наверх