61,53 ↓ 100 JPY
92,63 ↑ 10 CNY
65,60 ↓ USD
54,19 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 2 м/c
EN
26 августа
Понедельник

Общество

Китайский художник представит фотовыставку о Владивостоке

Некоторые снимки Ма Хайцзяо сделал также на Ханке

В пятницу в мастерской арт-резиденции "Заря" состоится открытие выставки китайского художника и фотографа Ма Хайцзяо "Невидимый берег". Экспозиция представит фотографии, сделанные художником во время пребывания во Владивостоке. Выставка продлится до 14 января, сообщает ЕНВ со ссылкой на пресс-службу организации.

Проект китайского участника арт-резиденции Ма Хайцзяо – рефлексия на тему взаимоотношений между Китаем и Россией, касающиеся как истории, так и современности Владивостока. Две фотографические серии основываются на личных впечатлениях автора, впервые посетившего город, и становятся их поэтической трактовкой.

Как известно, китайская диаспора проживала во Владивостоке с момента его основания. В конце XIX – начале XX веков она была самой многочисленной и в значительной степени повлияла на развитие экономики и городское хозяйство в целом. После 1930-х годов связь города с Китаем была надолго прервана, пока уже в 90-е годы рынки не наполнились китайскими товарами и услугами, а с недавнего времени Владивосток вновь стал популярен среди туристов из КНР.

Эта история взаимоотношений, характерная исключительно для Владивостока, стала отправной точкой для работ Ма Хайцзяо. Так, серия "Невидимый берег" работает с повсеместностью китайского текста на улицах города. Во время своих первых прогулок по Владивостоку художник был впечатлен обилием фраз на китайском языке, которые вплетены в обыденную жизнь и стали уже привычной частью визуального облика города. Обнаруживать родной язык в большой стране – необычный для художника опыт, с которым ему еще не приходилось сталкиваться во время других путешествий.

При этом тексты на китайском, которые можно увидеть во Владивостоке, имеют самый разный характер: среди них встречаются как традиционные "Желаем безопасности, куда бы вы ни отправились" (китайское новогоднее пожелание) или "Отпусти это" (одно из основных положений буддизма) на подвеске в салоне такси, так и, к примеру, "Безлимитное мясо" или "Отсюда открывается несравненный вид" на вывеске ресторана. Художник собрал эти разношерстные отрывки текста и перенес на обломки дерева, которые затем запустил в воды пограничных территорий.

Часть фотографий была сделана на озере Ханка, по которому проходит граница между Китаем и РФ, другая локация съемок – акватория Амурского залива, залива Петра Великого, бухты острова Русский. Вода видится художнику как стихия, связывающая две страны, поскольку, будучи постоянно подвижной, она совершает нескончаемое возвращение от одного берега к другому. Название серии отсылает к тому факту, что где-то за горизонтом, на противоположном краю обширного водного пространства скрывается другая, незнакомая нам земля, которую мы не можем увидеть из-за ее отдаленности.

Другая серия, "В тихом месте", отсылает к роли китайской диаспоры в истории города. Художник на стандартных рекламных вывесках воспроизводит фразу "И самое большое зло, которое может сделать для нас нация – это уйти отсюда разом". Она является оммажем к цитате, приведенной в книге Д. Анча и Н. Мизь "Китайская диаспора во Владивостоке: страницы истории" и иллюстрирующей положение китайцев в начале XX века: "И самое большое зло, которое могут нам сделать здесь китайцы – это уйти разом из Владивостока". Известно, что китайская рабочая сила была незаменима в городе, и представители разных национальностей жили в тесном взаимодействии. Однако художник подчеркивает не столько значение китайской диаспоры, сколько универсальность утверждения – любая нация, покидая привычное место, наносит ему ощутимую травму. И одним из примеров может стать Дальний Восток в 30-е годы, когда в связи со сменой политики СССР по отношению к проживающим на его территории иностранцам большая часть китайского населения была депортирована из региона.

Фотовыставка Ма Хайцзяо завершит сезон резиденции в 2018 году, которая за прошедший год приняла 20 индивидуальных художников и коллективов из 10 стран мира.


Наверх