65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+27° ветер 3 м/c
24 июня
Четверг

Общество

"Алагез" идет на север

Незаметно мы дожили до двенадцатилетия трагической даты - 7 апреля 1989 года в Норвежском море после аварии погибла уникальная советская АПЛ "Комсомолец". Восемь месяцев назад - 12 августа 2000 года - в Баренцевом море погибла АПЛ "Курск". Две трагедии двух подводных лодок - особенно трагедии попыток спасения их экипажей - развеяли миф о надежности и боеспособности российского ВМФ. Оказалось, что наши моряки - просто смертники, пушечное мясо, которое никто не собирается или уже не умеет спасать из пучины в случае аварии или боевого поражения. Так казалось долго.

Куда подевались спасатели?

Не знаю, как сложилась бы судьба трети оставшегося в живых экипажа "Курска", будь на Северном флоте хотя бы одна ПЛ, аналогичная погибшему 12 лет назад "Комсомольцу". Еще 4 августа 1984 года ПЛА "К-278" "Комсомолец" впервые в истории мирового военно-морского флота совершила рекордное погружение на глубину ОДИН КИЛОМЕТР! Что такой лодке и ее экипажу работа по спасению гибнущих друзей на глубине всего 108 метров - без декомпрессии водолазов, без шлангов, якорей и штормов на поверхности! И при этом на аварийную ПЛ уже в первые часы после аварии мог быть отправлен подводник любой квалификации и специальности, уже умеющий обслуживать (и ремонтировать!) аналогичные аварийным механизмы и оборудование. Впрочем, "Комсомолец" погиб, а оставшиеся на флоте корабли не смогли сделать для спасения "Курска" что-либо существенное. Тем более что флот лишился безумно дорогих в эксплуатации, но реально боровшихся за спасение подводников в море специально спроектированных спасательных лодок типа "Ленок".

Курск не поднимут уже никогда?

Вот уже полгода, сразу после окончания спасательных (?) работ на борту погибшего "Курска", правительство России готовит финансовую и материальную базу для его подъема.

Рио Пранинг, секретарь международного фонда "Курск", заявил, что тема подъема лодки будет обсуждаться на встрече между представителями России и Евросоюза, и если "не будет найден компромисс, то "Курск" так и останется лежать на дне Баренцева моря". "Подъем "Курска", как говорят эксперты, надо проводить летом. Таким образом, у нас остались последние недели, в течение которых можно начать эффективную подготовку к подъему, а Россия и ЕС до сих пор не договорились о финансировании проекта. Но, возможно, на встрече в Стокгольме они найдут какое-нибудь решение", - сказал Пранинг.

Слова Пранинга - фактически ответ на заявление российских властей, объявивших, что подъем АПЛ "Курск" переносится с лета на осень, что связано с тем, будто международный фонд собрал якобы слишком мало денег, и России придется вносить средства из своего бюджета. Если верить Пранингу, "проблемы с деньгами связаны с некоторыми разногласиями между Россией и ЕС: западные страны не хотят выделять средства, пока Москва не согласится участвовать в программе Евросоюза по утилизации ядерных отходов на северо-западе России". Непонятные телодвижения России вокруг международной программы подъема "Курска" очень хорошо согласуются с версией о решении Путина поднимать "Курск" своими силами. Эти силы у России, кажется, есть.

Впрочем, налицо явное смещение акцентов в решении проблемы - правительство России все больше говорит о подъеме лодки, а не об установлении причин ее гибели. О причинах же гибели пока говорят только СМИ и люди, напрямую профессионально заинтересованные в устранении причин вероятных трагедий - это подводники, их близкие и родные.

В какое плавание готовится "Алагез"?

За прошедшие после трагедии "Курска" месяцы на флоте, в том числе и родном Тихоокеанском, изменилось многое. Планировавшийся Путиным "прорыв" в Средиземноморье вместе с флагманом - авианосцем "Петр Великий" - группы атомных подводных лодок СФ был похоронен вместе с поднятыми с "Курска" членами экипажа. Корабли второго боеспособного флота страны - Тихоокеанского - в январе этого года вышли в море и два месяца демонстрировали мировому сообществу свои вымпелы на просторах Тихого и Индийского океанов. А легендарный океанский спасательный корабль "Алагез", несколько лет простоявший "в затоне" около 33-го причала ТОФ, незаметно для большинства горожан перебрался сначала в Дальзавод, а затем - к причалу 178-го военного завода.

Сегодня на "Алагезе" идут ремонтные работы. Их объем за эти годы неизмеримо возрос - если раньше корабль не мог выйти в море по причине неисправности только главной линии вала, сегодня из-за отсутствия финансирования СОДЕРЖАНИЯ корабля на нем требуют ремонта связь, системы жизнеобеспечения, уникальное спасательное оборудование. А "Алагез" действительно уникален. Последний из построенных еще Советским Союзом океанских спасательных судов может нести на борту не только спасательные аппараты, но и опускаемую глубоководную камеру спасения, из которой без режима декомпрессии - то есть долго - сутками, неделями - могут работать водолазы, куда десятками можно доставлять пострадавших с борта аварийной ПЛ, где за их здоровье и жизни можно бороться с первых минут после прихода "Алагеза" в район аварии. Судя по всему, флот России серьезно рассчитывает ввести единственный сегодня в стране корабль-спасатель в строй. По его палубе - это видно даже из редакционного окна - день и ночь снуют бригады рабочих, над его надстройками и мачтами иногда вьется сизо-голубой дымок работающих двигателей и дизелей. Командир "Алагеза" капитан 1 ранга Юрий Комлев в разговоре с корр. "Н" военной тайны не выдал: "Да, корабль находится в ремонте и готовится к скорому выходу в море..." Но в морском городе тайны хранить сложно. Мы уже не раз слышали разговоры о том, что "Алагез" готовится к походу для участия в подъеме "Курска". Так ли это на самом деле?..

Василий Буслаев, Лена Арт

Поделиться:

Наверх