65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 2 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Таможня вне контроля

Человек купил джип. Все оформил по закону, заплатил большие деньги. А спустя два года этот джип у него отобрали. Не бандиты какие-нибудь, а уважаемая госструктура, из числа так называемых силовых - таможня. Не просто так, конечно, отобрали, были там прегрешения по части таможенных правил. Но - и это самое главное! - не на совести сегодняшнего хозяина джипа. Однако таможенники этим важным обстоятельством пренебрегли, и человек вынужден был доказывать свою правоту через суд. Случай уникальный - большинство граждан, попавших в такую ситуацию, предпочитает с таможней не связываться. И совершенно напрасно: пытаясь разобраться в этой истории, "Н" обнаружили, что могущественное ведомство само беззастенчиво нарушает правила и законы, оставляя с носом не только граждан, но и государство. Причем, как пишется в протоколах, в корыстных целях...

Таможня вне контроля

Таможня - единственный правоохранительный орган, который не желает отдавать ВСЕ свои доходы под контроль государства

В структуре Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) есть такое подразделение - оперативная таможня. В обязанности ее сотрудников входит перепроверять действия других таможенных структур, другими словами, они имеют право проводить повторный таможенный досмотр, не ограничиваясь при этом никакими сроками давности. То есть, если оперативные таможенники в ходе своей розыскной работы узнают о том, что какой-то гражданин, допустим, три года назад (четыре, пять лет - до бесконечности) при провозе товара через границу нарушил таможенные правила, они вправе призвать его к ответственности.

Дело, безусловно, нужное, правда, смотря как его делать. А если в существующем законодательстве жестко не оговорена процессуальная часть такого "призвания к ответственности" (она предусмотрена только в новом проекте закона о таможне), почему бы этим не воспользоваться - особенно в свете поголовной юридической безграмотности населения? И пользуются, еще как. Пример наш - тому доказательство. Причем историю эту нельзя назвать из ряда вон выходящей. При желании аналогичных случаев можно найти столько, что впору будет говорить о сложившейся порочной практике.

Таможня против гражданина

Предприниматель Игорь К. около года назад приобрел джип "Лэнд Крузер". Моряк, привезший машину из Японии в 1997 году, продал ее другому человеку, у которого и купил ее Игорь - то есть он стал, по сути, уже третьим владельцем джипа и добросовестным приобретателем. Однако в мае 1999 года оперативная таможня вскрыла факт, что при провозе этого "Крузера" из-за границы в 97-м была занижена таможенная пошлина, и возбудила дело об административном правонарушении.

Игорь К.: "В мое отсутствие машину арестовали и отправили на таможенный склад. Моряк и первый покупатель (я езжу по его доверенности) отказались от нее, и я остался крайним. Моряк, правда, заплатил штраф - 1,3 тысячи рублей, но по закону требовалось еще вернуть недоплаченную пошлину - около 7 тысяч долларов. Естественно, я отказался - Я ЖЕ НИЧЕГО НЕ НАРУШАЛ! Однако таможенники в течение месяца конфисковали машину, выставили на продажу и продали ее за $ 21.600 (включая мои личные вещи, сигнализацию и т. п. на сумму $ 3 тысячи). За вычетом комиссионных на счет оперативной таможни ушли МОИ 20 тысяч долларов, почти в три раза перекрыв ЧЬЮ-ТО недоплаченную пошлину. Да это просто какой-то таможенный рэкет!"

Эмоции этого человека можно понять - а как еще назвать действия блюстителей закона, если они сами явно нарушают закон? Что бы вы стали делать в таком случае? Игорь К. обратился в суд.

Криминальное отступление: в этой истории есть весьма интересный факт, характеризующий "бескомпромисность" таможенников. Когда заварилась вся эта каша, милиция (явно не без подачи таможни) возбудила уголовное дело против того самого моряка и первого покупателя - о сокрытии ими таможенных платежей. В ходе расследования было обнаружено, что ИСПРАВЛЕНИЕ в таможенной декларации (год выпуска джипа - 1996-й - исправлен на 1994-й, пошлина за который намного ниже), собственно, и явившееся нарушением таможенных правил, СДЕЛАНО РУКОЙ ИНСПЕКТОРА, проводившего досмотр. Зачем он это сделал? Сам собой напрашивался вопрос о взятке. Однако таможня предпочла быстренько провести внутреннее расследование и уволить проколовшегося сотрудника. Уголовное дело против "нарушителей" прекратили за отсутствием состава преступления...

Дмитрий Базаркин, адвокат, начальник юротдела ДВ научного центра аудита и права: "Сотрудники оперативной таможни как минимум трижды нарушили законодательство. Во-первых, закончив административное дело о нарушении таможенных правил, они вынесли постановление о признании вины, взыскании штрафа и конфискации автомобиля. Но решение о конфискации - грубое нарушение статьи 35 Конституции РФ, согласно которой "никто не может быть лишен своего имущества ИНАЧЕ КАК ПО РЕШЕНИЮ СУДА". Эту правовую позицию двумя своими постановлениями подтвердил и Конституционный суд. Однако в данном деле таможенники решили, что вполне могут обойтись собственным постановлением.

Во-вторых, конфисковав автомобиль у лица, НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ НАРУШИТЕЛЕМ таможенных правил, они также нарушили принципы закона, закрепленные в их собственной "библии" - Таможенном кодексе. Статьи 236 и 239 однозначно говорят о том, что ответственность за нарушение таможенных правил может быть возложена только на виновное лицо. Если для кого-то это не факт, и на этот счет есть мнение Конституционного суда.

И в-третьих, поторопившись продать конфискованный автомобиль, таможенные органы нарушили постановление Правительства РФ о том, что РЕАЛИЗОВЫВАТЬ конфискованное имущество имеет право только Федеральный долговой центр. Следовательно, продажа этого "Крузера" была незаконной..."

Игорь К. убежден, что таможенники все это прекрасно знают, но сознательно идут на нарушения. Выгода очевидна: средства от реализации конфискантов поступают не в доход государства и даже не на счет ДВТУ, а на счет оперативной таможни. Откуда потом и расходятся на зарплату и премии (за успешную работу!) ее работникам, на собственные хозяйственные и прочие нужды. По идее, это хорошо, что силовое ведомство ни в чем не нуждается - но не за счет же попрания законов! Если адвокату Базаркину удастся выиграть процесс против таможни, который идет сейчас во Фрунзенском райсуде, это произойдет ВПЕРВЫЕ в российской практике.

Таможня против правительства

А средства, которые стекаются на счета таможни и связанных с нею фирм, занимающихся непосредственной реализацией изъятого ею имущества, судя по всему, не маленькие (на продаже конфискантов поднялся целый торговый центр во Владивостокском порту!). И расставаться с ними, видимо, не хочется до такой степени, что можно игнорировать даже требования родного правительства и уж тем более местных властей...

Раньше каждая силовая структура имела свою сеть комиссионеров, продававших конфискованное и арестованное имущество, и доходы от этого зачисляла на свои счета. При таком положении дел государственная власть не владела даже информацией о том, какие суммы фигурируют в доходах силовиков. Чтобы переломить эту ситуацию, в прошлом году при правительстве РФ был создан Федеральный долговой центр (ФДЦ), которому постановлением правительства от 29 апреля 1999 года были переданы исключительные права по реализации конфискованного и арестованного имущеста и контролю за распределением денежных потоков.

Владимир Когтев, руководитель приморского отделения ФДЦ: "Этим постановлением всем силовым структурам было предписано в месячный срок установить порядок передачи этого самого имущества ФДЦ. Понятно, что им было выгоднее работать по старинке, но приказ есть приказ. Практически со всеми силовиками - с налоговой инспекцией и полицией, МВД, ФСБ, пограничниками, судебными приставами, Роскомрыболовства - нам удалось наладить контакт. Единственная структура, которая продолжает препятствовать государству в организации контроля за ее доходами - Государственный таможенный комитет (ГТК)..."

Еще в начале июля, едва приступив к работе, приморское отделение ФДЦ сразу разослало письма во все местные силовые ведомства. Однако руководство ДВТУ до сих пор продолжает переписку с руководством отделения ФДЦ, смысл которой заключается в том, что таможня "сдаваться" на милость государства пока не собирается. Как выяснилось, буквально в сентябре руководство ГТК разослало начальникам всех региональных таможенных управлений приказ продолжать работать в части реализации конфискантов по инструкции Минфина СССР от 1984 года. До тех пор, пока правительство не утвердит порядок передачи имущества ФДЦ. Такой порядок действительно еще не утвержден и когда будет утвержден, неизвестно. Очень удобная прореха в общих правилах, не правда ли? И хотя все силовые структуры сочли обязательным для себя подчиниться требованиям правительства и начать совместную работу с долговым центром, таможня выжидает. Если уж ей правительство не указ, чего ожидать простым гражданам?

Татьяна Ощепкова

Поделиться:

Наверх