66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Экономика

Сервисы онлайн-бронирования авиабилетов должны переехать в Россию до 2021 года

Ранее Минтранс в качестве конечного срока озвучивал 2020 год

Минтранс предложил до 31 октября 2021 года перенести в Россию все серверы и базы данных для бронирования авиабилетов, сообщает ЕНВ со ссылкой на русскую службу BBC.

Как заявил в четверг, 22 ноября, замминистра транспорта России Александр Юрчик, его ведомство предлагает установить новый срок полного переноса данных – до 31 октября 2021 года. До этого планировалось, что все серверы и базы данных систем бронирования для продажи внутрироссийских рейсов должны были быть перенесены в Россию уже к 1 января 2020 года. Сам провайдер системы бронирования должен быть российским юридическим лицом.

Идею заменить зарубежные системы на национальные аналоги чиновники продвигают уже несколько лет. От требования хранить данные пассажиров в России авиакомпаниям удалось отбиться три года назад, когда вступили в силу поправки в закон "О защите персональных данных". Требования невыполнимы и могут остановить продажи билетов через интернет, объясняла в 2015 году Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Минтранс летом 2018 года вернулся к этой идее. Часть перевозчиков выступили резко против. В июльском письме гендиректора авиакомпании "Сибирь" (входит в S7 Group) Владимира Объедкова президенту АЭВТ Владимиру Тасуну говорилось, что реализация инициативы может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и/или длительному и затратному переносу данных в другие системы бронирования. По оценкам авиаперевозчика, такая "миграция" могла бы занять два-четыре года.

Однако сейчас компания начала переговоры со своей новой системой бронирования – Amadeus – о том, как будет выполняться требование Минтранса о переносе персональных данных. Об этом заявил директор департамента развития корпоративных технологий "Сибири" Руслан Верещагин. Штаб-квартира Amadeus находится в Мадриде, а главный процессинговый центр в немецком Эрдинге. В каком формате это будет происходить, пока рано говорить, отмечают в пресс-службе авиакомпании.

Самый крупный российский перевозчик "Аэрофлот" продвинулся дальше в этой работе. Компания заявила, что готова с 2022 года использовать систему бронирования и продаж авиабилетов с серверами и базами данных, размещенными на территории России. Сейчас "Аэрофлот" работает с американской Sabre.

Sabre планирует в 2019 году создать совместное предприятие с российской авиакомпанией для переноса серверов, сообщил в четверг замгендиректора "Аэрофлота" по информационным технологиям Кирилл Богданов. Он добавил, что контрольный пакет в этой компании будет у российского интегратора.

"Специалистами компании была разработана дорожная карта, обеспечивающая выполнение этих требований, – сказал Богданов. – А именно: 2019 год – создание на территории РФ совместного предприятия с контрольным пакетом у российского партнера, 2019-2020 годы – создание на территории РФ соответствующих центров обработки данных для переноса персональных данных пассажиров "Аэрофлота" на территорию РФ, 2021 год – перенос всех персональных данных и серверов, обеспечивающих их обработку".

Почему государство пошло на уступки?

По данным "Ведомостей", крупнейшие авиакомпании работают с иностранными системами: "Аэрофлот" – с американской Sabre, S7 и "Уральские авиалинии" – с Amadeus, лоукостер "Победа" – с Navitair. Остальные перевозчики, в том числе Utair, работают с российской "Сирена-трэвел", авиакомпания "Азимут" – с НСБ (разработчики - госкорпорация "Ростех" и аэропорт Внуково).

Кирилл Богданов сказал, что отечественные системы подходят "для обеспечения работы второго эшелона авиакомпаний, как сами в принципе и признают производители этих систем".

Главный редактор Avia.ru Роман Гусаров считает, что перенос сроков перевода данных в Россию говорит о том, что государство признает: ни одна из российских систем не соответствует масштабам бизнеса крупных российских авиакомпаний и компромиссным вариантом может стать создание совместных предприятий с иностранными компаниями.

За несколько месяцев сменилась и аргументация министерства. Теперь речь в первую идет не об охране персональных данных пассажиров, а о том, чтобы обезопасить российский рынок от потенциального отключения от международных систем, отмечает эксперт.

Стоит ли беспокоиться пассажирам?

По словам Богданова, в случае "Аэрофлота" все расходы по созданию и переносу серверов и баз данных берет на себя Sabre.

По словам Гусарова, если другие компании смогут реализовать такую схему, то перенос данных в Россию не повлияет значительно на цену билетов. Минтранс ранее признавал возможные затраты, но называл их "посильными".

"Провайдеры автоматизированных информационных систем оформления воздушных перевозок получают плату от авиакомпании с каждого проданного билета и должны предусмотреть соответствующие расходы на выполнение требований российского законодательства для продолжения работы на внутреннем рынке", - говорилось в материалах министерства.


Наверх