Ежедневные Новости
Владивостока
66,26 ↓ USD
75,39 ↑ EUR
96,45 ↑ 10 CNY
14 декабря
Пятница

Интервью /
Общество

Ирина Медведева: Шесть лет за это бьемся, и шесть лет проблема не сдвигается

Председатель регионального Совета многодетных родителей рассказала о реализации программы выделения земельных участков многодетным семьям в Приморском крае

Автор фото: ЕНВ

История с выделением земли многодетным началась еще в 2011 году с принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации". Тогда же в Приморском крае был принят краевой закон №837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае". Намерения улучшить жилищные условия многодетных семей подтвердил в 2012 году в своих майских указах президент России Владимир Путин, поставив задачу создать при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимую инфраструктуру на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

И вот тут-то воплощение в жизнь чаяний многодетных родителей забуксовало, да так, что прошло уже 6 лет, а воз, как говориться, и ныне известно где. Нет, участки-то худо-бедно выдавались, как-никак в очереди на получение земли оказалось порядка сорока тысяч приморцев. В 2014 году созданная во Владивостоке региональная организация многодетных родителей обратила внимание на это "худо-бедно" полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева и, как любил говорить другой политический деятель нашей Родины, "процесс пошел". В том же 2014 году в Приморье было распределено между многодетными семьями около 1000 земельных участков. Как рассказала спецкорру ЕНВ председатель приморского Совета региональной организации многодетных родителей Ирина Медведева, процесс пошел, но ненадолго.

Как сегодня обстоят дела с распределением земельных участков многодетным?

На сегодняшний день только во Владивостоке из примерно 4,5 тысяч заявок удовлетворено меньше половины, то есть выдано 2100 участков, а 2300 – продолжают ожидать своей очереди. Но, учитывая, что в 2018 году в краевом центре выдано всего 18 участков. Сравните динамику в 2014-м – 1000 и 18 – в 2018-м.

А краевой закон предусматривает какие-то сроки, в течение которых должна быть выделена земля?

Конечно, бесплатный участок многодетным должен быть выделен в течение полугода, 180 дней, но, тем не менее, многие стоят в очереди уже порядка четырех лет. Но и тем, кто получил землю, нельзя позавидовать.

У нас есть массивы, где даже технического решения нет. Сначала выделили землю, проект нарисовали, а он экспертизу не прошел, не соответствует проект градостроительным нормам. Там люди уже дома построили и живут, а дети у них каждый день четыре километра по лесу ходят, потому что там физически нельзя дорогу проложить: и это не единственный случай. Людям в собственность выданы участки просто не пригодные для жизни.

А сколько домов уже построено на выделенных участках, есть такая статистика?

На сегодняшний день во Владивостокском ГО построено домов десять. Это опять же из двух тысяч. Проблема у всех одна – инфраструктура. Чтобы начать строительство, надо подготовить участок, провести электричество, воду, а для всего этого нужны подъезды, нужны дороги. Сегодня из двух тысяч выделенных участков дороги подведены только к 368, из них подведены специально к 66, к остальным подъезды в виде военно-полевых дорог были проложены еще в советское время. Проблема еще и в том, что у нас нет хороших ровных участков, ну, может быть, наберется штук 60 и это из тех, что уже выданы. Остальное – это сплошь лес и сопки. Как пример, участок на 400 семей в районе Реабилитационного центра МВД, что по Горностаевской трассе. На той же Лазурной из-за перепада высот взрывные работы надо проводить, прежде чем трубы между оврагами уложить. В Лучегорске участок выдан на болоте, и, чтобы его осушить, деньги нужны немаленькие. В Находке в Душкино такие же сопки и лес, как во Владивостоке. И такая беда практически по всему краю. Более-менее, что-то делает Уссурийск, но, прежде всего, там грамотно изначально были выданы участки как продолжение улиц и изначально там было проще, но сейчас там пошла Воздвиженка, окраины и там большие затраты на прокладку коммуникаций.

Но когда разрабатывался закон, на его реализацию наверняка предусматривались какие-то средства?

Вот именно что какие-то… Согласно краевым нормативам, установленным в 2014 году, на один участок приходится 600 тысяч на водопровод и электроэнергию, и на дороги – 180 тысяч рублей, из которых краевой бюджет может субсидировать 80 процентов, то есть на дороги, это, грубо говоря, 140 тысяч рублей. Все. Никаких поправок на инфляцию. Естественно за это время стоимость работ выросла, выросла стоимость материалов, топлива, а нормативы остались на уровне 2014 года.

Получается парадоксальная ситуация: вроде бы есть программа, под нее выделены деньги из бюджета, но строить на этих участках ничего нельзя, потому что денег нет.

Понимаете, любое субсидирование предполагает вполне конкретные целевые показатели, то есть, если ты залез в эту программу, то через три года "вынь да положь" эту инфраструктуру, а муниципалитетам это не выгодно, потому что они видят сумму и видят, что, в конце концов, им придется тратить и свои деньги. Поэтому мы постоянно слышим, "мы не будем строить, это дорого, вы все равно участки продадите, городу это не выгодно".

Ребята, но вы же все это затеяли, вы эти участки сформировали, предоставили, когда предоставляли, что вы себе думали? Вы людей втянули и бросили, и теперь никто не хочет этим заниматься. Как бы мы не относились к Веркеенко, но на последнем собрании 14 мая, когда к нему пришли 105 многодетных родителей, он прямо сказал: 600-й указ президента по инфраструктуре – это профанация и исполнять я его не собираюсь. Сейчас много говорят об обманутых дольщиках. Так вот, проблемы обманутых дольщиков решить легче – найти порядочного застройщика, и люди за свои деньги достроят, здесь людей обманули материально, а здесь – морально, подорвали у людей веру в государство, когда мы шесть лет за это бьемся, и шесть лет проблема не сдвигается. У нас 837-й закон от 8 ноября 2011 года. А указ президента – это майские указы 2012 года.

Но какие-то структуры должны отвечать за реализацию программы?

Формально за эту программу отвечает несколько краевых департаментов. Департамент земельных и имущественных отношений собирает данные о том, сколько выдано участков. Департамент ЖКХ выдает субсидии на инженерные работы, дорожного хозяйства – субсидии на дорожные работы, градостроительный департамент. Но за шесть лет реально эту проблему никто не решал, за исключением того короткого периода, когда ею занялся Юрий Трутнев. А в следующем году участки начинают переходить в собственность многодетных, и надо будет платить налоги за эту собственность, а налоги по новой кадастровой стоимости выросли в 10 раз и составили от пяти до семи тысяч рублей с семьи в год, и как законопослушный гражданин ты их обязан заплатить, иначе штраф.

Получается, люди сами надели на себя цепи, и теперь они же за них должны платить. На ваш взгляд, как можно сдвинуть этот процесс с мертвой точки? А ведь мы в основном говорили только о тех, кто уже получил бесплатную землю.

Прежде всего, решить до конца вопрос о выдаче участков очередникам, дать людям возможность выбора: кто хочет, пусть ждет своей очереди, кто не хочет или не может ждать – давайте, предоставим им жилищные сертификаты на определенных условиях. Пускай, это будут не такие большие деньги, но, возможно, для кого-то будет выходом взять деньги и улучшить свои жилищные условия сейчас, чем ждать землю, потом ждать к ней инфраструктуру, ведь жизнь не стоит на месте – дети растут, и, став совершеннолетними, им придется самостоятельно решать свой жилищный вопрос. Кстати, мы совместно с вице-губернатором Павлом Серебряковым, пусть с оговорками, пусть не совсем с приемлемыми для нас условиями, разработали проект по введению подобных сертификатов, но Тарасенко его не подписал.

И второй вариант, который может решить проблему полностью, это масштабная федеральная целевая программа, или хотя бы подпрограмма в рамках федеральной, типа безопасных и качественных дорог, чтобы хоть просеки прорубить, грунтовку сделать, решить вопрос с доставкой электроэнергии, ведь в первую очередь людям нужны дороги, вода и свет. В краевом и муниципальных бюджетах на решения такой масштабной задачи денег просто нет.


Наверх