Ежедневные Новости
Владивостока
66,43 ↑ USD
75,39 ↓ EUR
96,32 ↓ 10 CNY
15 декабря
Суббота

Видео /
Общество

НЕЛЮБИН.LIVE: Где лучше ходить в туалет: тут или за бугром?

Известный приморский блогер Евгений Коваль рассказал, почему Владивосток похож на китайские города

Сетевое издание "Ежедневные новости Владивостока" продолжает цикл информационно-аналитических передач "НЕЛЮБИН.LIVE". Ведущий Сергей Нелюбин в студии ЕНВ еженедельно в "отвлеченном" режиме обсуждает актуальные темы региона с ведущими дальневосточными экспертами. Участником очередного выпуска проекта выступил известный приморский блогер, фотограф и путешественник Евгений Коваль, который рассказал о состоянии городской среды во Владивостоке и других городах.

Я посмотрел твой блог, ты много путешествовал по разным городам за рубежом, и у тебя есть много материалов и постов, посвященных обустройству городской среды. Мы начнем с туалетов. Во Владивостоке еще Игорь Сергеевич Пушкарев положил много "крови и костей" на постройку двух туалетов в центре города, которые сейчас с успехом не работают. Но все же, в целом, сравни, пожалуйста, Владивосток по уровню обустройства городской среды с Москвой и другим миром.

Кстати, я был в одном из работающих туалетов на Лазо. Очень много ошибок было допущено при устройстве этого туалета, их следовало бы исправить: незакрывающаяся кабинка, всего лишь один писсуар. Такие городские туалеты не должны быть.

Меня даже один раз выгнали оттуда, это сделала уборщица – еле руки успел помыть.

Да, это российский менталитет. Уборщицы здесь самые главные, как и охранники в торговых центрах.

Город Владивосток не удобен в плане инфраструктуры, в плане даже пешеходной части. У нас сделано так, что приходится поднапрячься, чтобы пройтись.

Москва сейчас очень быстро меняется в европеизированную часть и лучшую сторону. Но и там есть много "косяков".

В плане городской инфраструктуры мне больше всего нравятся Чикаго и шведские города, а в плане транспортной – Варшава, при том, что Польша – страна, в общем-то, не богатая, но в плане транспортной инфраструктуры в этом городе сделано все очень хорошо. Я бы на них очень сильно акцентировался, и брал бы их идеи. Там на автобусных остановках написаны их названия, и написаны номера автобусов, которые оттуда идут, а на стекле есть маршрутная сеть, куда следуют автобусы именно от этой остановки. То есть не нужно прилагать особых усилий. Также там существует специальное мобильное приложение, позволяющее выстроить маршрут.

Автор фото: Евгений Коваль

Также там существует единый проездной билет. В Варшаве есть метро, которое, правда очень долго строят, есть автобусы, ночные автобусы и трамваи. И ты, покупая билет, можешь, например, сначала сесть на автобус, потом пересесть на трамвай, затем сесть на метро, не платя за каждый из проездов. Единый билет есть не только в Варшаве, но и, например, в Стокгольме и Германии. Это вообще очень удобно. У нас такого пока нет, не знаю, когда мы к этому придем. У нас не могут сделать безналичный проезд в автобусах (смеется).

У нас же существующие информационные таблички очень малоинформативные. Для кого они делались – не понятно.

Во Владивостоке в одно время тоже "денег убили" на саммит АТЭС, понавешав табличек…

Во-первых, они сделаны неправильно, во-вторых, переведены "криво" (смеется). Все знают "Военное highway". И в плане туристической инфраструктуры в городе много пробелов. Я очень много обращаю внимания и говорю об этом, что видовая площадка "Кирилла и Мефодия", расположенная на Орлиной сопке, находится в удручающем состоянии. Честно, я бы не водил туда туристов, потому что это позор.

Ходят туда потому, что вид очень красивый…

Вид очень красивый, но ничего, по сути, не делается, поменяли только забор, потому что упала одна из китаянок, что-то сделали, но это сделали тоже "криво". Такое туристам показывать не стоит.

А где у нас еще есть такие виды во Владивостоке? Где-то, наверное, на Эгершельде в районе сквера Щетининой?..

Сквер Щетининой – это провал в плане благоустройства, не понятно, как можно было так постелить брусчатку, которая просто … (смеется)

Развалилась…

Уплыла. У нас, когда начинают что-то делать, начинают делать это "криво"…

У нас есть пример "Арбата" на Фокина, сколько там обновляли эту брусчатку?

Вообще, по идее, Арбат можно было переделать, положив там камень вместо брусчатки, сделать один большой чугунный фонтан и насадить деревья. Было бы в сто раз круче.

Озеленить, да?

Да, сейчас там торчат какие-то деревья непонятные… Эта плитка, которая отклеивается все равно. У нас в России любят плитку гранитную, алюкобонд и непонятный дешевый пластик. Блин, это все "китайщина". Заедьте в "Суньку" и Харбин – и вы увидите, что мы оттуда все копируем. Ужасно. Честно, я бы запретил пользоваться тем, что делают в Китае. Нельзя оттуда ничего брать. Китайцы не умеют делать инфраструктуру, их города – это фэйки. В их городах стоит здание каркасное, на котором все налеплено. Попутный ветер – все это сносится. Выглядит ужасно. Все говорят: вот, в Китае красиво. Красиво – издалека, если подойти ближе – это ужасно.

Я как-то прошелся по улицам Харбина. Сижу и думаю, так на Владивосток похоже, почему? А потом понимаю, что эта брусчатка типа гранитная, этот гранитный камень – это все оттуда привезено. Блин, зачем копировать Китай?

Автор фото: Евгений Коваль

Ну, близко, дешевле…

Окей, Япония, Корея! Можно оттуда копировать.

Там дороже, наверно…

Нет, у нас всегда все прописывают по смете одно, а на самом деле – другое. Все знают, как это делается.

У тебя есть с чем сравнивать. Я недавно был в Шанхае и Ханчжоу. В Ханчжоу мне больше понравилось. По ощущениям там удобнее и комфортнее, есть велосипеды, на которых есть возможность проехаться и заплатить, а не сразу, как у нас (смеется).

Я в Варшаве "на свою голову" взял велопрокат, [разбирался] 20 минут, как им пользоваться. Оказалось, что нужно завести аккаунт, в него положить деньги, и только потом ты можешь взять этот велосипед. При этом, необходимо "привязать" польский номер – не европейский, польский e-mail и польский адрес. Я был в Варшаве вместе с другом, мы звонили людям, которые пользовались этим велопрокатом. Честно, это было жестоко. Двадцать минут стоять на улице рядом со станцией, чтобы взять велик в прокат (смеется).

А Чикаго тебе чем нравится?

В Чикаго мне нравится архитектура. Там все сделано правильно, в отличие от того же Нью-Йорка. Если мы сравним два финансовых центра США, Нью-Йорк – очень грязный город, там много туристов, крысы (смеется).

Автор фото: Евгений Коваль

Я уезжал вечером из Нью-Йорка в Атланту, сижу в парке, говорю: кошечки тут ходят. Мне говорят: Женя, это не кошечки, это крысы. И реально, вот такого (около 50 см, - прим. ред.) размера вылезают крысы, я подлетел выше, чем мог (смеется).

Если брать Чикаго, то там такого нет, идешь по улице – там всегда чисто. Конечно, бывает мусор, бычки кто-то кинул, но это нормальное явление для всех городов, но таких здоровых баулов с мусором, как в Нью-Йорке, там нет. Поскольку я слепой человек, вечером однажды я зашел в этот баул с мусором (смеется).

И в Чикаго вся архитектурная часть города вынесена на переднюю часть, все небоскребы находятся сзади. В Нью-Йорке – все по-другому. Там рядом стоят и старое здание, и "стекляшка", и все это так навешано. Там постоянные тени. Мы знаем, что в Америке очень много бомжей, и там ходят в туалет, и этот запах непередаваемый и невыветриваемый ничем. В Чикаго все выветривается, потому что там, во-первых, есть река, во-вторых – озеро. Там очень много ветров. И проезды между небоскребами очень широкие. Это сделано как раз для коммунальных служб, чтобы мусорные машины могли подъехать. В Нью-Йорке не так – там очень все узко.

Нью-Йорк же – транзитный город?

Да, Нью-Йорк – это транзитный город, и многие жалуются, как им сложно в жизни. Сложно, как я говорю, сесть в аэропорту О’Хара (Чикаго) на другой самолет (смеется). В Нью-Йорке же аэропорт им. Джона Кеннеди, я летел по маршруту "Москва-Нью-Йорк-Чикаго". Мне нужно было пересесть на другой терминал, я уже опаздывал на свой рейс, слава Богу, что в Америке всегда задерживают рейсы (смеется), за что можно сказать спасибо американцам. Я опаздывал, потому что у меня был двести или триста какой-то выход, я иду, у меня уже закрыты все кольца на Apple Watch, а я все иду и иду. Думаю, господи, когда уже закончится этот терминал (смеется). Я уже бегу, а он не заканчивается. И я подхожу к стойке, и оказывается, что еще даже не объявили посадку. Еще двадцать минут просидел в терминале.

Есть фильм с Томом Хэнксом "Терминал", он, можно сказать, основан на реальных событиях…

Возможно. Америка уступает в плане инфраструктуры аэропортов. Они не умеют их строить. Там очень должно идет таможня, т.е. можно "встрять" на часик в Нью-Йорке.

То есть с задержками рейсов Россия может позавидовать?

С авиа в России все хорошо. Я когда-то летал к своему родственнику, он раньше работал в авиакомпании, мы сидели вместе с ним в аэропорту "Чикаго Рокфорд", расположенный в городе Рокфорде штата Иллинойс в двух часах езды от Чикаго. Мы видим, как подъезжает самолет, он должен состыковаться с телетрапом. Обычно это делается следующим образом: подъезжает самолет, его паркуют, ставят специальные колодки, чтобы не двинулся, только затем подъезжает телетрап. В Америке делается не так. То есть если самолет нечаянно дернется назад, то есть отъедет из-за веса, то телетрап может повредить фюзеляж.

То есть приходит самолет, подъезжает трап, и только потом колодки?..

Да, это неправильно по авиационной безопасности. У нас бы инспекция [наказала] аэропорт за это. Стюардессы у нас "вышколенные", в Америке – нет. В Америке она может только что прийти с вечеринки, и [на голове у нее полная неразбериха], но ей хоть бы что. В Америке персонал почти ничего не показывает, нет синхрона: одна что-то делает, второй что-то говорит, третий уже другое показывает…

Вернемся к городской среде, в других городах, в которых ты был, существует тема "Нельзя парковаться на газонах, которых нет"?

Есть, в Варшаве паркуются.

Газоны там хоть нормальные? Я во Владивостоке очень мало вижу нормальных газонов. Часто выкладывают в "фейсбуке" фотографию с "хамом", который встал на газоне. А там эти камни уже давно развалились, как будто, они с египетских пирамид. И какой-то грунт глинисто-каменный лежит, и на нем он стоит. То есть по каким-то штрихам можно понять, что здесь лет 50 назад был газон. Но все говорят: какой хам, он встал на газон…

Так этот газон мог быть сделан год назад, просто развалился бордюрный камень, как у нас часто происходит, потому что у нас бетон фиговый по причине того, что все дешевое заливают. У нас и сами газоны делают неправильно, так что грязь ползет со всех сторон. Причем, это не только во Владивостоке, но и в России в целом. В Москве то же самое.

Автор фото: Евгений Коваль

Я очень люблю в Москве жить на Цветном бульваре, и там эту плитку перекладывают (смеется), дай Бог, четвертый раз за два года. Я говорю: тут же недавно был ремонт, мне отвечает моя подруга: это нормально, это осваивают бюджет. Я говорю, но это же в четвертый раз! "Да, в четвертый раз", - говорит она.

А в Европе и США ты был на окраинах?

Был, но в Америке развиты доносы, которые у нас называются стукачеством. Там, если неправильно припаркуешь свою машину, сразу же выпишут штраф, потому что блюстители порядка в виде граждан сфотографируют ее и отправят в полицию. То есть, там с этим строго.

Но я видел лично, как в Варшаве машина была припаркована на тротуаре, это нормальная история для Польши.

Восточная Европа… Славяне…

В Праге то же самое…

Если бы во Владивостоке все жители начали стучать друг на друга, это могло бы привести к какому-нибудь положительному результату?

У нас не тот менталитет, у нас по-другому все.

Это дело менталитета или каких-то моральных ценностей?

И морали, и менталитета. Они живут по-другому. У них закон для всех. У нас – есть закон, но он не для всех.

Закон что дышло, как повернул, так и вышло…

В Америке если ты "портишь" жизнь своему соседу, на тебя пожалуются, к тебе придут инспекторы, и скажут, что так делать нельзя.

Ты ездишь на свои деньги, просто в свое удовольствие? Или у тебя были какие-то рабочие маршруты?

В основном, я езжу на свои деньги, которые я зарабатываю, очень много трачу на поездки. В некоторые поездки я езжу по работе. То есть мне оплачивается проезд, проживание и питание. Я работаю с немецким концерном BMW. С ним я проездил в Париж, Майами, Пекин, Москву. И сейчас я тоже еду по мероприятию BMW в Париж.

Ты там снимаешь?

Да. BMW вкладывает деньги в современную культуру. Они – меценаты. Я еду в Париж на выставку Paris Photo. В Майами был Арт-базель, выставка современного искусства, которая проходит в трех крупных городах: собственно в швейцарском Базеле, Гонконге и Майами. У BMW есть там конкурс, который дает право на участие в этой выставке. Также они выдают грант на сумму, если я не ошибаюсь, около €1 млн. То есть они помогают современным художникам и фотографам.

У BMW есть своя культурная программа под названием Art Car. Каждые пять лет они приглашают очень известного художника в той или иной стране, и он разукрашивает эту спортивную машину. Эта машина участвует в треке.

Автор фото: Евгений Коваль

В 2017 году был 18-й Art Car в Пекине. Эта машина участвовала в ралли в Макао, правда в нее там врезались. Ее стоимость составляет не менее €1 млн., в том числе, начинка дизайнера, который приходит и в течение трех лет и работает, подбирая материалы, думает, что туда добавить. Как будет выглядеть арткар – это исключительно дело художника, на которого никто не влияет.

В США сделали очень необычно. Взяли старую спортивную "бэху" и сверху нее сделали красный круг, и эту машину было видно ото всюду, у них получилась белая машина с красным кружком. Это было видение художника. Это был 19-й Art Car, и он проходил перед пекинским, потому что китайцы очень замешаны на цифре 8. Поэтому BMW пришлось сделать 19-й Art Car перед восемнадцатым. На самом деле, в Пекине был 19-й по счету Art Car.

В Китае машину делала знаменитая художница Цао Фэй. Машина была полностью сделана из карбона. Цао Фэй – цифровой художник, и они сделали из машины цифровую реальность. Также они сделали приложение для iPhone, Android и iPad. И когда машина выезжала к людям, они могли направить свой смартфон, на котором показывались все линии. То есть цветовое изображение на машине было оцифровано в мобильной версии. Когда машина ехала по треку, все открывали приложение на своем смартфоне, и смотрели по нему, как едет машина.

Автор фото: Евгений Коваль

Я еще ездил в Москву по заданию компании "Яндекс". В последнее время я не акцентируюсь на "Живом журнале", который, если честно, уже умирает. То количество пользователей, которое читает меня на Яндекс.Дзене, соразмерно или даже больше, чем у СМИ. По статистике у меня в месяц 200 тыс. человек.

Впечатляет. Последний вопрос. Ты очень сильно материшься…

В ЖЖ!

Да, у тебя там много нецензурной лексики (смеется). Ты не думаешь об этом, или ты используешь это в качестве способа привлечения аудитории?

У меня есть рубрика в "Живом журнале", которая называется "*****, ******", там я показываю то, что мне не нравится. Это читаемая рубрика.

В "Дзене" я не могу материться, там приходиться ставить звездочки и в квадратные скобки вводить аналог этого слова, но это я делаю редко, потому что там своя аудитория. Мне как-то написали или позвонили с "Дзена" и говорят, Евгений, у вас используется слово "гавно", можно его поменьше, люди жалуются (смеется).

Я спрашиваю: "Серьезно? На гавно?" (смеется) То есть, на такое, обычное слово, оно не нецензурное.

Хотят показать уровень культуры своей.

Самое смешное, что я у кого-то видел на дзен-канале ненормативную лексику. Но, так как у меня большая аудитория, и "Дзен" вкладывает в это какое-то участие, они попросили меня быть чуть-чуть посдержанней (смеется).

Евгений, следите за своими словами (смеется).

При том, что я использовал это слово в заголовке "Гавно: указатели в Хабаровске", по-моему, это было как-то так. Поэтому я сказал "Дзену" раз не нравится слово гавно, буду его заменять (смеется).


Наверх