65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 2 м/c
21 июня
Понедельник

Политика

Приморье на распутье

Дискуссия о будущем региона набирает обороты

В городе началась разработка стратегии развития на ближайшие 15-20 лет. От того, в каком направлении будет двигаться Владивосток, зависит будущее всего дальневосточного региона, а возможно, России и соседних стран.

Где мы хотим жить?

В наши руки попали данные социологического исследования, проведенного ООО "Дальневосточный консалтинговый центр" 16-17 июня. Исследование проводилось методом поквартирного опроса по квотно-маршрутной выборке, репрезентирующей население Владивостока в возрасте от 18 лет и старше, опрошены 598 человек. Среди прочих задач исследования была и следующая - определить наиболее острые и актуальные проблемы города Владивостока.

Наибольшее число респондентов - 31,6% - хотело бы видеть Владивосток как крупный индустриальный, научный, деловой и туристический мегаполис, объединяющий экономически тяготеющие к нему города южного Приморья. Несколько меньшая доля населения (26,7%) ностальгирует по временам, когда Владивосток был закрытым городом, и считает необходимым развивать город как крепость России на Дальнем Востоке - военный, промышленный, рыбохозяйственный, морской, транспортный центр, обеспечивающий эффективное социально-экономическое сотрудничество с сопредельными странами. Всего 18,5% видят во Владивостоке центр российского политического, экономического и культурного влияния в АТР и 18% - административный центр Дальнего Востока России.

Как объясняет социолог Петр Ханас, "данные исследования демонстрируют, что среди горожан нет сколько-нибудь консолидированного мнения о будущем Владивостока". К сожалению, нет единства и между представителями научной среды, властных структур. Одни, как губернатор Сергей Дарькин, делают акцент прежде всего на развитии Владивостока как промышленного мегаполиса, другие, как доктор экономических наук Александр Латкин, предпочли бы видеть будущее Владивостока как университета, научного центра, города высоких технологий и туризма.

Миграция - тревожная тенденция

Заметим, пока в высоких кабинетах обсуждают будущее региона, многие владивостокцы уже сделали свой выбор. На вопрос: "Планируете ли вы уехать из Владивостока жить в другое место" - лишь 72% дали ответ "нет". 9,5% заявили о том, что уедут в ближайшее время, 7,9% уехать собираются, но пока не имеют возможности, 7,4% говорят о том, что покинули бы город, но для них это нереально.

Примечательно, что основной возраст среди собирающихся покинуть Владивосток - 18-24 года. Только 58% в этой категории не собираются уезжать. Данные соцопроса показывают также, что среди потенциальных мигрантов большая доля лиц с высшим образованием. Нам почему-то рассказывают больше про пенсионеров, которые уезжают из Приморья. На самом деле мигрирует-то скорее молодежь. Соответственно, растет доля стариков, получающих маленькие доходы, меньше денег остается внутри региона. А в Приморье с каждым годом обостряется дефицит кадров.

Между прочим, по мнению ряда экономистов, именно показатель положительной (отрицательной) миграции из региона (города) должен стать ключевым при определении эффективности работы органов власти. Если люди сюда едут - значит, тут хорошо.

Основными причинами отъезда из города являются отсутствие перспектив для профессионального роста (16,7%) и работы (9,7%). Большое число респондентов в качестве причины отмечают плохую экологию (16,7%). Впрочем, под последним часто подразумевают плохие климатические условия.

Немаловажной причиной является отсутствие перспектив развития города (8,3%) и его неудобство для жизни (8,3%). 5,6% опрошенных "не чувствуют себя в безопасности", такому же количеству "негде жить".

Тишина и покой

Наверное, самыми интересными были ответы на вопрос: "Как бы вы охарактеризовали идеальный с вашей точки зрения город, в котором вам бы хотелось жить?". Респондентам показывалась карточка и разрешалось выбирать не более пяти вариантов ответов. В результате образ идеального места жительства получился такой: "Город с чистыми улицами, воздухом и водой, в котором легко добраться до нужного места, город, в котором приемлемые цены, отсутствует криминал и власти внимательны к нуждам жителей". Немаловажными факторами являются хорошая работа, тишина и простор улиц. Зато всего лишь 5,4% захотели жить в городе, где "всегда происходит что-то интересное".

Стратегический подход

Ученые, политики, журналисты, практически все сходятся в одном - Дальний Восток в начале 21 века стоит перед серьезнейшими вызовами. Богатый ресурсами регион с малочисленным населением, слабой инфраструктурой, разрушенной промышленностью граничит со стремительно развивающимися странами АТР. В то же время региону не удалось пока преодолеть последствия кризиса 90-х годов и добиться сколько-нибудь значительного подъема. Да, экономика растет, но преимущественно только за счет транспорта, торговли и связи, а население уменьшается - как за счет естественной убыли, так миграции в другие регионы России. В ряде отраслей наблюдается значительный дефицит кадров.

Сейчас во Владивостоке идет работа над стратегическим планом развития до 2020 года. Тендер на его разработку выиграл международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр".

По словам заместителя гендиректора "Леонтьевского центра" Бориса Жихаревича, при разработке стратегии Владивостока делается ориентация на два основных понятия: диалог и конкурентоспособность.

Под диалогом понимается необходимость согласования интересов бизнеса, власти и общества внутри города, что будет способствовать конкурентоспособности. Наличие же последней - это возможность соревноваться с городами внутри России и за рубежом. (О важности этого фактора постоянно говорит депутат Законодательного Собрания Геннадий Лысак: "На первом этапе надо создать дальневосточникам такие условия, какие были при социализме, на втором - какие существуют в странах АТР, на третьем - чтобы условия были лучше, чем в АТР. Это сложно, но необходимо".) Стратеги "Леонтьевского центра" видят Владивосток будущего многофункциональным городом: финансово-экономическим и промышленным центром, транспортным узлом (хабом), культурно-историческим центром, центром инновационной деятельности.

Разработка стратегии, кстати, предусматривает теснейшее взаимодействие с населением и учет общественного мнения. Предлагаем заинтересованным лицам высказать на страницах "Н" свои мысли насчет будущего города и края.

Константин Сергеев

Поделиться:

Наверх