66,55 ↑ USD
75,55 ↑ EUR
97,72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Политика

Возврат прямых выборов мэров в Приморье не решит проблему с поддержкой населения

Сворачивать с полпути реализации реформы МСУ – не лучший выход, но во всем есть свои плюсы

Автор фото: Роман Павловский / пресс-служба администрации Приморского края

Врио губернатора Приморья Олег Кожемяко внес на рассмотрение Законодательного Собрания края поправки в закон о муниципальных выборах, которые позволят вернуть всенародное избрание глав городов и районов региона. О плюсах и минусах двух систем избрания глав муниципалитетов ЕНВ рассказал директор Центра социальных инноваций "Чёрный куб" Юрий Коломейцев.

"Данный закон даст жителям право самим определять кандидата и вместе с ним отвечать за судьбу города или района", – сказал во время своего выступления на внеочередном заседании ЗСПК Олег Кожемяко.

Напомним, что в текущей редакции 495-го краевого закона установлены модели избрания глав муниципальных образования Приморья. Если руководители городских и сельских поселений избираются напрямую, то мэры городов и районов – посредством голосования муниципальных депутатов за кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Согласно законодательству, комиссии формируются на паритетных началах (50/50%) губернатором и местной думой.

Долгое время считалось, что вторая модель помогает региональным властям устанавливать контроль над муниципальными элитами. Во время муниципальной реформы 2014 года данная формула была предложена регионам, сильно пострадавшим от конфликтов между двумя уровням власти – местным и региональным, к коим, несомненно, можно было отнести Приморье.

Следует отметить, что в целом, введенная в 2015 году модель данную задачу выполнила – явных конфликтов между Веркеенко и региональными элитами не было. Впрочем, эксперты говорят, что их и не могло быть, поскольку во многих вопросах такой руководитель становится подконтрольным.

Ведущий политолог Дальнего Востока, директор ЦСИ "Чёрный куб" Юрий Коломейцев отмечает, что один не самый удачный опыт назначенного мэра не означает, что вся система имеет некий изъян. По его словами апробация новой модели МСУ во Владивостоке в полной мере не произошла.

Политолог назвал назначение Виталия Веркеенко ошибкой экс-главы Приморья Андрея Тарасенко. "Всего лишь нужно было проанализировать опыт "похода" Виталия Веркеенко во власть при Миклушевском, который закончился быстрее, чем успел начаться. Виталий, очевидно, не человек системы и его поступок был, в какой-то степени, запрограммирован", - объяснил Юрий Коломейцев.

Плюсы "мэров-назначенцев"

Юрий Коломейцев рассказал ЕНВ, что в отношении глав, избранных депутатами из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией, идет гораздо меньше негатива, в отличие от народных избранников. По его словам, это объясняется тем, что никакой фрустрации "проигравшая" часть жителей не испытывает, ибо население в процессе избрания непосредственного участия не принимает.

При этом, политолог добавил, что сам уход Веркеенко, в ряде случаев может рассматриваться в качестве положительного свойства системы. "Назначенец" гораздо легче решается на признание своей беспомощности и уходит сам, тогда как народный избранник держится за власть "до последнего", - отметил Юрий Коломейцев, подчеркнул, что это не менее пагубно сказывается на развитии муниципалитета, особенно в случаях, если мэр неэффективен.

Плюсы избранных мэров

Избранный мэр, как правило, не только "держится за власть", но и более трепетно относится к полученному посту, поскольку вкладывается в него и финансово, и морально, отмечает политолог. Эксперт замечает, что сама избирательная кампания "закаляет" и делают выигравшего сильнее. Именно такие лидеры способны к волевым решениям впоследствии, подчеркнул Коломейцев.

Еще одним несомненным плюсом является подкрепление заявленной в Конституции нормы-начала о том, что народ является первоисточником власти. Для системы лучше, когда существующие модели напрямую, а не опосредованно подкрепляют положения основного закона, считает Юрий Коломейцев. "Если уж мы зафиксировали в Конституции РФ, что народ – первоисточник власти, то на любом уровне власти все же следует избегать институтов опосредованной демократии", - подчеркнул политолог.


Наверх