66,55 ↑ USD
75,55 ↑ EUR
97,72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Общество

Вузы теперь посещать необязательно

Эксперты уверены, что переход на онлайн-образование приведет к коллапсу российских кадров

Автор фото: ЕНВ

По сообщению федеральных СМИ, Высшая школа экономики полностью отказывается от чтения лекций, став "примером" для других образовательных учреждений РФ. Перспективы полного перехода высших учебных заведений на онлайн образование приморские эксперты считают недальновидными. Такой формат обучения может спровоцировать коллапс в области определенных специальностей, требующих серьезной подготовки, базовых знаний и практических занятий. Через несколько лет Россия, "барахтающаяся в волне" кадрового "голода", может и вовсе в ней "захлебнуться", считают представители научной среды Приморского края. Подробности – в материале ЕНВ.

Привлечь и разгрузить

Напомним, свое решение о полном переходе на онлайн образование озвучил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Такой шаг он объясняет тем, что посещаемость традиционных лекций во всех вузах критично снизилась, при том, что у самих преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки. С его слов, новый формат обучения должен способствовать повышению вовлеченности студентов в обучающий процесс, что поднимет качество образования на новый уровень, и одновременно разгрузить профессоров высших учебных заведений.

На международной образовательной конференции EdCrunch 2018 года Ярослав Кузьминов пояснил, что ВШЭ готова отменить лекционные занятия в классической форме. Он высказал предположение, что через пять лет им удастся полностью заменить абсолютно все лекции онлайн-курсами.

Профессура – против!

Несмотря на то, что ректор ВШЭ сделал акцент на большом объеме обратной связи студентов с преподавателями, по его собственному признанию, такое новшество устроило далеко не всех, особенно большое сопротивление нововведению оказали экономисты.

Профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) Александр Исаев признает данную форму обучения, но исключительно в рамках экстерната:

"Если мы говорим о заочниках – я спокойно к этому отношусь. Но в разрезе очного образования онлайн обучение приемлемо и допустимо далеко не для всех специальностей. Например, какая может быть дистанционная форма обучения, если речь идет о творческих специальностях, когда вербальный контакт, живое общение педагога со студентом необходим для правильного и эффективного усвоения материала. Ведь тут все зависит от преподавателя, при этом, на авторитетных педагогов "спрос" у студентов будет всегда, не стоит опасаться, что аудитория будет полупуста", - рассказал Александр Исаев, приводя конкретный пример:

"Когда Норберт Винер, отец кибернетики, приходил на лекции, он просто отворачивался спиной к аудитории и "чего-то там" писал на доске. Так, на его лекциях не было сводных мест. Одновременно с этим, безусловно, существуют дисциплины, по которым вполне можно проводить онлайн-лекции, та же теория бухгалтерского учета, например. А вот программированию или сопромату такой формат не подойдет. Здесь очень многое зависит от самой обстановке в аудитории, личности преподавателя, его прямого взаимодействия со студентами. Внедрение процесса онлайн обучения, я считаю, возможно на процентов 30, не более. Но на 70 % доступность получения высшего образования должно оставаться в классической форме".

Заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета Наталья Коломейцева полагает, что часть курсов имеет смысл переводить в онлайн, в частности, факультативные занятия и предметы по выбору. "Однако, ни в коем случае, речь не должна идти о базовых предметах, – подчёркивает Наталья Коломейцева. – Я исхожу из того, что человек на протяжении всей жизни "приучается учиться".

"У любого обучающегося должна быть серьезная мотивация к тому, чтобы завершить свое образование, – объясняет она. – В школе – это, как правило, родительский и учительский контроль. В университетах и так создана достаточно либеральная система обучения – без родительского контроля и с минимальным преподавательским". Именно поэтому, по словам Коломейцевой, в вузах учится гораздо меньше людей, чем средней школе. "Дальнейшая либерализация образовательного процесса приведет к потере львиной доли студентов, особенно, на последних курсах обучения. Этого бы очень не хотелось, ведь мы гордимся тем, что Россия – одна из самых образованных стран в мире с одной из самых лучших систем образования", - заключила кандидат политических наук.

Большинство опрошенных ЕНВ представителей науки связывают переход на онлайн образование с попыткой выравнивания ситуации, касающейся с увеличением числа сокращений профессионального преподавательского состава.

"По сути, с каждым годом высокопрофессиональных педагогов вузов становится все меньше, читать лекции студентам уже некому. Например, в технической школе ДВФУ сегодня средний возраст преподавателя – 65 лет, настанет время, и они все разом уйдут из преподавательской деятельности. Кто тогда останется доносить знания до студентов? Возможно, спасение, как раз в онлайн образовании? - говорит первый заместитель генерального директора АО "ДНИИМФ" Евгений Новосельцев. Продолжая свою мысль, он комментирует следующее:

"В последние годы, к сожалению, количество часов, которые выделялись на изучение основных предметов в части лекций и практических занятий, жестко урезалось. Например, любой технический специалист обязан знать сопромат, но часы по этому важному предмету урезали в три раза, теорию корабля – в два раза и так далее. Получается, что будущие магистры получают самостоятельное обучение, сдают экзамены и выходят специалистами, мягко говоря, не самого высокого уровня. Из них только 10-15% выпускников – стоящие ребята. Если говорить о бакалаврах – это, по сути, выпускники рабочих специальностей со слабой подушкой знаний и практики, мало востребованные в наше время".

В целом, приморские эксперты солидарны во мнении, что, при всеобщем переходе на онлайн образование, произойдет следующее: лекционные часы еще больше сократятся (как можно лабораторные занятия делать онлайн? Изучать через "экран" сопромат и другие сложные технические специальности? и т.п.). На выходе при таком обучении, страна получит никому не нужных специалистов. В результате кадровый голод окончательно захлестнет Россию.

Бизнес-тренер Анатолий Веревкин, также, уверен, что тенденцию онлайн-образования необходимо использовать в определенных тренингах – не более. "Одно дело, когда тебе дают теорию в лекционной форме. Но навык на расстоянии не передашь. Условно говоря, при помощи онлайн обучения невозможно научить водить автомобиль, точить деталь на станке, сделать из студента профессионального актера или вокалиста и так далее. Онлайн лекции, безусловно, допустимы, но переход на него полностью, по меньшей мере, странное решение. У студента обязательно должен быть выбор, в какой форме ему "грызть гранит науки"", - подчеркнул Веревкин.

Отметим, что по закону РФ сегодня на онлайн-курсы имеет право перейти любой вуз. Однако, в министерстве науки и высшего образования подчеркивают, что "подобные изменения возможны, только если они не нарушают трудовое законодательство, а также показатели по зарплатам преподавателей вузов, установленные майскими указами президента 2012 года".


Наверх