Ежедневные Новости
Владивостока
66,44 ↓ USD
75,63 ↓ EUR
98,09 ↓ 10 CNY
18 января
Пятница

Общество

Российские вузы разделят на "базовые", "продвинутые" и "ведущие"

В межведомственной рабочей группе обсуждается введение нового механизма аккредитации учебных заведений

Автор фото: ЕНВ

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал газете "Коммерсант", что созданная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает вариант создания трех типов аккредитации — базовой, продвинутой и ведущей. При этом, базовый вуз должен заместить значительную часть предметов онлайн-курсами, которые разработают ведущие вузы, сообщает ЕНВ.

Ярослав Кузьминов рассказал о возможных изменениях госаккредитации вузов в кулуарах международной образовательной конференции EdCrunch 2018. "Сейчас обсуждается вопрос о том, что для программ высшего образования будет три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и аккредитация ведущего университета,— сказал он.— Базовый будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Таким образом, за качество этих курсов будут отвечать профессора ведущих университетов".

Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. "А обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать доступными для широкой аудитории",— рассказал господин Кузьминов.

По его словам, такой вариант сейчас обсуждает рабочая группа по госаккредитации, в которую входят представители Минобрнауки, Рособрнадзора, Национального совета по профессиональным квалификациям, вузовского сообщества и объединений работодателей. Стоит отметить, что накануне господин Кузьминов анонсировал полный отказ ВШЭ от традиционных лекций — он пообещал, что вместо них преподаватели будут записывать для студентов онлайн-курсы.

Напомним, в июле Ассоциация ведущих университетов России и ассоциация "Глобальные университеты", в которые входят 50 крупнейших вузов РФ, обратились к президенту Владимиру Путину с предложением скорректировать систему аккредитации. После этого и была создана межведомственная рабочая группа.

Ректор Физтеха Николай Кудрявцев также положительно относится к идее: "Время идет, и подходы меняются. Тренд последних пяти-семи лет — это развитие онлайн-курсов. Тут ведомства уловили общее настроение, они готовят нормативную базу, чтобы нововведения учитывались при процессе лицензирования", - рассказал руководитель вуза газете "Коммерсант".

"В работе со студентами мы стараемся утверждать для каждого собственную программу. Почему тогда с вузами должно быть иначе? — продолжает господин Кудрявцев.— За ведущими университетами не нужно приглядывать, они справятся сами, и Рособрнадзор это знает. А для проблемных вузов действительно нужен иной подход".

Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров заявил изданию, что "крайне негативно" относится "к последним реформам (Рособрнадзора, - прим. ред.)". По его словам, каждый университет должен самостоятельно решать, какие программы разрабатывать: "У нас есть национальные университеты, есть опорные, и никто не может между ними провести грань. Университеты являются автономными, а лишнее придумывание всегда ведет к негативу". Господин Гафуров считает, что инициатива ведомства отвлечет университеты от "занятия научной деятельностью": "Нигде в мире такого нет, чтобы университеты отдавали очень много сил на вот такого рода дела и придумки, вместо того чтобы учить".

Заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета Наталья Коломейцева рассказала ЕНВ, что в самой инициативе заложены противоречия: "Несколько лет назад прошло существенное сокращение вузов в стране, например, в Приморье почти все крупнейшие университеты вошли в состав ДВФУ, тем самым, он практически стал монополистом на образовательном рынке региона. Да, в крае осталось и много иных заведений, но они либо узкопрофильные, либо имеют специфическое направление подготовки. Собственно именно тогда, уменьшив количество вузов с условно говоря "некачественным" образованием, мы, казалось бы, уже решили проблему в регионах. В этих условиях непонятно, зачем вводить данную градацию?", - задается вопросом эксперт.

Также, по словам Натальи Коломейцевой, вызывает вопросы и эффективность обучения по онлайн-курсам в базовых университетах. "Я не уверена, что студенты будут эффективно обучаться посредством прохождения онлайн-курсов. Преподаватель должен быть уверен, что обучающийся его слышит, понимает и усваивает материал, иначе пропадает смысл в самом получении высшего образования, теряется его ценность", - отметила политолог.

При этом, руководитель кафедры политологии полагает, что часть курсов имеет смысл переводить в онлайн, в частности, факультативные занятия и предметы по выбору. "Однако, ни в коем случае, речь не должна идти о базовых предметах, – подчёркивает Наталья Коломейцева. – Я исхожу из того, что человек на протяжении всей жизни "приучается учиться".

"У любого обучающегося должна быть серьезная мотивация к тому, чтобы завершить свое образование, – обьясняет она. – В школе – это, как правило, родительский и учительский контроль. В университетах и так создана достаточно либеральная система обучения – без родительского контроля и с минимальным преподавательским". Именно поэтому, по словам Коломейцевой, в вузах учится гораздо меньше людей, чем средней школе. "Дальнейшая либерализация образовательного процесса приведет к потере львиной доли студентов, особенно, на последних курсах обучения. Этого бы очень не хотелось, ведь мы гордимся тем, что Россия – одна из самых образованных стран в мире с одной из самых лучших систем образования", - заключила кандидат политических наук.

Как сообщают в пресс-службе Рособрнадзора, предложение о создании трех типов аккредитации, как и многие другие, может быть рассмотрено межведомственной рабочей группой, которая специально для этого и создана. "Окончательно решение будет приниматься только после детального и конструктивного обсуждения. Также важно отметить, что любые предлагаемые идеи по совершенствованию процедуры не должны нести негативных влияний на сферу",— сообщили в пресс-службе ведомства.


Наверх