Ежедневные Новости
Владивостока
66,43 ↑ USD
75,39 ↓ EUR
96,32 ↓ 10 CNY
16 декабря
Воскресенье

Китай

Буддистская религиозная культура переживает упадок

Современная политика партии и коммерциализация "испортили" древнюю религию Китая

Автор фото: REUTERS

Когда кинематографисты пришли в древний монастырь Шаолинь в Китае, чтобы снять фильм "Боевые искусства Шаолиня" 1986 года с Джетом Ли в главной роли, они были шокированы тем, что не нашли там монахов, сообщает ЕНВ со ссылкой на South China Morning Post.

1500-летний монастырь в горах в провинции Хэнань славится статусом колыбели Чань-буддизма, однако десятилетия запущенности и угнетения сделали свое дело.

По словам бывшей гонконгской актрисы Мэри Жан Реймер, репутация монастыря как центра кунг-фу осталась нетронутой, однако исчезла буддийская практика.

Реймер также сказала, что все монахи в фильме практиковали боевые искусства. После того как фильм стал хитом многие из них, продолжили выступать для посетителей храма, хотя часть из них, следовала просто буддийской дисциплине, сказала она.

Пустота в монастыре отражала ужасающее состояние буддийских институтов по всей стране, это продолжается и сегодня, так как многовековая традиция часто связана с коррупционными скандалами и нехваткой международно-признанных духовных лидеров.

Один из самых неожиданных случаев коррупции произошел в прошлом месяце. В центре событий оказался 52-летний Ши Сюэчэн, председатель Буддийской ассоциации Китая и настоятель известного храма Лунцюань в Пекине.

Он ушел в отставку из-за публичного скандала и обвинений в домагательствах к служанкам во время религиозных действий. В 95-страничном документе, опубликованном в Интернете, также утверждалось, что он строил храмы без официальных разрешений из несанкционированных фондов.

Власти быстро отреагировали на эту ситуацию - Ши Сюэчэн подвергся дисциплинарному взысканию со стороны ассоциации за "нарушение принципов буддизма".

Профессор Чжэ Ши из Парижского Национального института восточных языков и цивилизаций сказал, что он приветствует быстрое расследование дела монаха, однако сожалеет об отсутствии прозрачной и рациональной дискуссии, которая могла бы помочь добраться до причин хаоса в буддизме Китая сегодня.

"Это связано с вопросами о фундаментальной силовой структуре религиозной власти", - сказал Чжэ.

"Официально поддерживаемые буддийские лидеры в основном контролируют то, как организован буддизм. Они сильны политически, но не имеют религиозной легитимности среди верующих. Как Сюэчэн [например], он был главой буддийской ассоциации Китая, но изначально не считался уважаемым религиозным деятелем в Шанхае. Действительно влиятельным религиозным деятелям приходится сложно в ситуации, когда их судьбы решаются политикой", - заключил профессор.

Согласно официальным данным, в Китае насчитывается более 240 тыс. буддийских священнослужителей, причем более половины из них являются тибетскими буддистами. Около 100 тыс. монахов буддистов проживают в 28 тыс. монастырей, а остальные монахи из школы Тхеравады в основном проживают в провинциях Юньнань и Гуанси на юго-западе страны.

В последние годы в материковом Китае не появилось буддийских духовных лидеров мирового уровня, известных своей мудростью, доброжелательностью и состраданием.

А вот на Тайване есть много выдающихся монахов, таких как Мастер Син-юнь и Мастер Шэн-янь.

По словам Цуй Чунхуя из Центра буддийских исследований Университета Гонконга, "переходные" проблемы, связанные с современным китайским буддизмом, отчасти объясняются наследием угнетения буддистов во время Культурной революции.

"Тайваню повезло, что он смог сохранить добродетельные ценности Конфуция, даосизма и буддизма, давая последнему пространство для роста", - сказал Цуй Чунхуй.

Этот разрыв произошел в 1949 году, когда буддизм и другие религии были демонизированы на материке как контрреволюционные идеологии.

"После 1949 года буддизм пережил колоссальный кризис, от религиозной доктрины и организации до финансирования. Многие из сегодняшних проблем уходят корнями в социалистические реформы 1950-х годов", - сказал Цуй.

Притеснение достигло пика во время Культурной революции, когда широко распространилось преследование буддистов и разрушение храмов.

И с тех пор китайский буддизм так и не стал процветать, а только постоянно подвергается критике из-за проблем, связанных с коммерциализацией и коррупцией.

Эксперты говорят, что большую роль в этом падении до сих пор играет политическое вмешательство, которое подрывает духовную власть и подавляет свободу вероисповедания.

При руководстве Си Цзиньпина местные религии, такие как китайский буддизм, получают государственную поддержку для поощрения традиционной культуры и веры, а также мягкой силы Китая.

Официальных религиозных лидеров КНР утверждает партийное руководство. Их задача - объединить верующих, чтобы они были патриотами и распространяли религиозные учения на основе патриотических ценностей.

Все религиозные группы в Китае, в том числе, 41 институт исследований буддизма по всей стране также контролируются Государственным управлением по делам религий.

В марте Коммунистическая партия еще больше усилила контроль над религией, объединив административный орган с Управлением Единого фронта.

Одним из центров, обвиняемых в коммерциализации является Шаолинь, который в последние два десятилетия превратился в бизнес-империю, простирающуюся от школ боевых искусств и представлений до услуг в области медицины, проведения культурных программ, туризма и питания, отмечает сетевое издание Prism, учредителем которого является Tencent.

Настоятель монастыря Ши Юнсинь, известный как "Монах-директор" был обвинен в том, что "зарабатывал" на бренде Шаолинь. Чжэ Ши уверяет, что основным бенефициаром этой активности было местное правительство.

"Только в 2015 году монастырь Шаолинь, согласно сообщениям, взял более 50 млн. юаней в качестве вступительных взносов и благовонных приношений, стоимость каждого из которых составляла 100 юаней. Однако, менее трети этого дохода пошло в бюджет организации. Остальные деньги отправились в город Дэнфэн, — сказал он.

Как и другими крупными монастырями, Шаолинем руководит комитет, состоящий в основном из правительственных чиновников. "Даже казначей Шаолиня назначается правительством, поэтому необходимо получить одобрение на расходы. Настоятели храма не могут иметь собственных финансовых учреждений", —сказал Чжэ Ши.

В прошлом году власти КНР решили эту проблему, запретив листинг местных буддийских и даосских храмов на фондовом рынке, а в феврале поправки к Регламенту по делам религий также запретили их коммерциализацию. В то время как так называемая коммерциализация часто осуществляется местной властью, "монахи всегда берут на себя вину", - сказал Чжэ Ши. Он лобавил, что многие храмы потеряли землю во время социалистических реформ 1950-х годов, и сейчас у них нет способов получать законный доход.

Предприниматель и близкий друг Ши Юнсиня и другие старшие монахи рассказали гонкокгскому изданию, что настоятель Шаолиня является примером того, как компрометируют буддийских лидеров в Китае. "Несколько лет назад Ши Юнсинь сказал мне, что он возражал против взимания вступительных взносов в Шаолинь, но его заставило замолчать местное правительство. Но он не говорил об этом", —сказал предприниматель.

Только в прошлом месяце храм Шаолиня снова заявил о себе, когда монахи впервые в своей 1500-летней истории подняли национальный флаг в качестве символа укрепления патриотизма в религиозных учреждениях.

Монах из провинции Шаньси сказал, что продолжающееся политическое вмешательство и, как следствие, отсутствие религиозной свободы создали культуру молчания в китайском буддизме, что препятствует развитию традиции.

"Есть много вещей, которые мы не можем обсуждать. Чем глубже вы копаете, тем более нежелательные детали вы найдете, и никому это не нужно", - сказал монах, отказавшийся раскрывать подробности из страха преследования.

Свидетелем этого стал пекинский писатель Ли Хэй. В 2004 году он провел месяц в отдаленном храме в центральной провинции Хунань и видел, как монахов и настоятеля храма вынудили уйти, а на их место пришли местные чиновники по религиозным делам.

"Проблема не в буддизме, а в том, как он организован... Народный спрос на религию, основанную на вере, никогда не был таким сильным, однако то, как организован буддизм, не соответствует духовным потребностям людей", - сказал Ли Хэй. Он добавил, что в религиозных делах не должны руководить атеистические члены партии, "которые не заботятся о том, что происходит с учениями Будды".


Наверх