На слушаниях по изменению Устава Владивостока пахло пирожками
Первый этап общественных слушаний по изменению Устава Владивостока прошел с гастрономическим оттенком
Главное - что внутри
Свободные места в зале заседаний Думы закончились еще за полчаса до обсуждения Устава: уж очень многочисленные представители общественности пришли в представительный орган власти местного самоуправления изложить свои поправки и позицию. Рядом со мной сидел участник слушаний под номером 192, всего же записалось более 200 желающих что-либо поменять или отстоять в городском Уставе.
Первым слово взял инициатор изменения Устава депутат Думы Владивостока Игорь Шпаковский. По его мнению, способ формирования представительного органа власти - один из краеугольных камней реформирования городского самоуправления. Оратор призвал всех присутствующих прислушаться к сердцу и понять, почему все собрались здесь: из личной корысти или желания изменить нашу жизнь к лучшему? Свою позицию депутат объяснил на примере принесенных в зал жареных пирожков: мол, поправки к Уставу пекутся сегодня многими, да будет ли толк? С виду все привнесенные правки-пирожки похожи, но где какая начинка - неизвестно, и что вкуснее и полезнее - неясно вплоть до процесса жевания...
Первый пирог - комом. Игорь Шпаковский считает, что выборы по одномандатным округам слабы тем, что мнение не всех избирателей совпадает с результатами голосования: многие избиратели даже после выборов зачастую не знают своего депутата! Поэтому, кстати, более шестидесяти процентов обращений в Думу носит общий характер или адресуются прямо председателю.
Второй партийный пирожок. На сегодняшний день практики муниципальных выборов по партспискам даже в стране (чего там в Приморье!) все еще нет. Игорь Шпаковский заметил, что при партийной системе выборов голоса тех, кто выбрал не партию-победителя, все равно уходят именно к победившей: демократическим принципом назвать сей факт весьма трудно. Кстати, при выборных партсписках нарушаются права тех возможных кандидатов (в том числе от общественных организаций), которые не хотят вступать в политические партии: им дорога на муниципальные выборы будет просто закрыта. Еще раньше беспартийных не пустили кандидатами на выборы Госдумы и краевого парламента - где же справедливость, партийные пирожники?
Рататуй дешевле. А вот многомандатные округа - самый оптимальный вариант. Вероятность учета мнений избирателей многократно повышается именно при этой системе голосования. Что же касается цены пирожков, начинка которых (как сборная солянка или салат-рататуй) будет составлена из нескольких победивших депутатов объединенного округа, - она будет относительно недорогой. Хотя бы потому, что не надо тратиться на довыборы, если какой-то депутат покидает свой пост. На округе остаются два-три народных избранника "в запасе". К тому же депутаты-многомандатники, так же как одномандатные избранники, несут персональную ответственность за свою работу - в отличие от партийных. Поэтому вопрос доверия к такому пирожку выше, чем купленному в магазине (выборы по партийным спискам).
Дума должна быть сильнее мэра
После выступления Игоря Шпаковского слово взяли эксперты, подготовившие свои заключения по предложенным поправкам в Устав. Вот некоторые фрагменты их выступлений.
Евгений Коровин, адвокат коллегии адвокатов Фрунзенского района, председатель правления агентства политического и правового консалтинга "Город N": - Любые изменения Устава надо обсуждать с точки зрения полезности для горожан. Они должны повысить влияние Думы на уровне разделения властей. Я хочу показать на примере прошлых выборов степень представительности нынешней Думы. Взять, к примеру, округ №19, где победила Галина Медведева. Всего в выборах приняли участие 4015 человек, из них проголосовали за Галину Михайловну 1400, или 35%. Кандидат, занявший второе место, набрал около 20%. Если бы мы выбирали по многомандатному округу, то тогда более 55% избирателей округа были бы представлены в Думе.
Поэтому многомандатная система более представительная. Единственное, что надо определить, - сколько голосов может отдавать избиратель - один или по числу мандатов на округе...
Петр Ханас, директор Дальневосточного консалтингового центра: - Основным и единственным достоинством многомандатных округов (хотя и спорным при нынешнем уровне политических технологий и факте отмены графы "против всех") является то, что они позволяют с большей объективностью отразить волю избирателей по сравнению с одномандатными. На этом достоинства многомандатных округов заканчиваются.
Следует помнить, что мотивацией для введения минимального представительства в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было желание уменьшить количество населения, интересы которого выражал бы депутат в представительном органе местного самоуправления. То есть именно для этого было увеличено количество депутатов в Думе города Владивостока и одновременно уменьшена территория, на которой бы работал депутат. Введение же многомандатных округов опять увеличит территорию и численность населения, которые будет представлять депутат. Хорошо работающим депутатам, знающим проблемы своего округа, теперь придется обойти в три или пять раз больше домов (в зависимости от количества мандатов на округе), провести в три или пять раза больше встреч и собрать в три или пять раза больше подписей.
Разумеется, беспартийному кандидату, кандидату, не имеющему больших финансовых ресурсов, и кандидату не от блока "лидера с харизматической фамилией" или представителю небольшой партии сделать это будет очень тяжело, поскольку необходимым условием для победы в многомандатном округе является высокая известность кандидата на всей территории округа.
Например, профессионально работающий депутат Игорь Шпаковский по своему 23-му округу имеет уровень известности 56 процентов, а по Первомайскому району уже только 10 процентов. И ситуация с данным кандидатом не самая худшая... Моделирование избирательной кампании показывает, что для прохождения в Думу Игорю Шпаковскому потребуется поддержка не менее 19 процентов активных избирателей. А это в первую очередь возможно только в случае увеличения степени известности депутата до 60 процентов на всей территории предполагаемого трехмандатного округа!
Ольга Шишкина, доцент кафедры государственного и административного права юридического института ДВГУ: - Я согласна, что выборы по многомандатным округам более предпочтительны. Но кто будет определять критерии, почему на этом округе должно быть три мандата, а на этом пять или четыре? В действующем законодательстве нет таких параметров...
Все высказанные в ходе пятичасовых публичных слушаний мнения были отражены в итоговом документе. Он принят почти единогласно - большинством голосов участников слушаний. Кроме того, все вынесенные предложения будут рассмотрены на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы города Владивостока. После этого поправки будут вынесены на заседание Думы города Владивостока, где и будет принято окончательное решение по изменению Устава.
Маргарита Костевич