59,40 ↑ 100 JPY
92,88 ↑ 10 CNY
64,34 ↑ USD
54,21 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
EN
19 июня
Среда

Экономика

Китайцы и камбоджийцы готовы построить скоростную железную дорогу во Владивосток

Первые хотят увеличить турпоток, вторые – "привезти" его в своё казино

Фото: Kyodo News

Китай готов строить скоростную грузопассажирскую магистраль во Владивосток с целевым пассажиропотоком в 5 млн человек. Основным источником окупаемости этого проекта пока будут желающие поиграть в российских казино китайцы, а также туристы. Российские власти давно лелеют проект грузового транзита из КНР в дальневосточные порты РФ. Однако пока эту транзитную модель отодвигают планы развития игрового бизнеса, сообщает ЕНВ со ссылкой на "Независимую газету".

Китайцы презентовали детальное технико-экономическое обоснование строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Владивостоком и китайским приграничным городом Суйфэньхэ. Они оценили также продолжение трассы до Харбина через Муданцзянь.

Генеральный директор China Railway Dongfang Group Цай Цзэминь рассказал вице-премьеру, полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрию Трутневу, что трасса по территории России длиной 181 км обойдется в 7 млрд долл. Сложнейшая электрифицированная трасса почти наполовину состоит из мостов и тоннелей. Поезда по ней должны идти со скоростью 200 км/ч. В Китае, который стал не так давно мировым лидером по протяженности собственных ВСМ, по ним поезда летят вдвое быстрее, однако новая трасса необычная: по проекту тут будут перевозить и пассажиров, и грузы. По расчетам китайцев, транзит грузов может составить более 5 млн т, целевой пассажиропоток – более 5 млн человек. Этих объемов, по их мнению, достаточно, чтобы строительство стало рентабельным. Ранее Цай Цзэминь заявлял, что основная надежда на 65 млн человек, проживающих в прилегающих к российскому Приморью регионах Китая. Китайские строители также готовы уже инвестировать и в продолжение маршрута по своей территории.

До первого крупного города – Муданьцзяна – от Владивостока 380 км. Ранее сообщалось, что стоимость всей трассы оценивается в 12 млрд долл., так что китайские 200 км выйдут несколько дешевле – в 5 млрд долл. Еще 7 млрд будет стоить трасса до Харбина.

По словам Трутнева, китайцы готовы строить дорогу, но есть несколько вопросов, которые надо решить с российской стороны, для того чтобы этот проект был реализован. Самый главный вопрос – это ширина колеи. Трутнев полагает, что Минтранс РФ и РЖД занимают твердую позицию насчет того, что по территории России должна идти отечественная ширина колеи – 1520 мм. Китайцы не унывают и предлагают решить эту проблему или с помощью совмещенной колеи, или за счет использования поездов, которые могут сдвигать-раздвигать колесные пары при пересечении границы.

Ширина колеи китайских железных дорог – 1435 мм. Жесткая позиция российских транспортников уже стала причиной охлаждения китайцев к транспортным коридорам "Приморье". Во время последней поездки в Китай Трутневу даже пришлось признать, что из-за этого РФ может сменить логистическую модель региона "при отсутствии интереса у китайских партнеров, которые не обозначили четкой позиции по проектам модернизации МТК "Приморье-1" и "Приморье-2".

Строительство отеля Naga планирует завершить в конце 2018 года, а к 2021-му – запустить работу развлекательного комплекса в полном объеме. В четверг со слов генерального директора корпорации развития Приморского края Игоря Трофимова стало известно, что и южнокорейская K International Inc. готова инвестировать 18 млрд руб. в ИРЗ "Приморье", где в итоге будет построено 12 отелей на 6 тыс. номеров с ресторанами и казино, что приведет к образованию 20 тыс. рабочих мест.

Очевидно, что в данном случае бизнес диктует свои законы, он не торопится ложиться в прокрустово ложе, придуманное чиновниками, и хочет торить свои маршруты за свои деньги. Вышеупомянутая трасса от Харбина до Владивостока, частью которой должна стать и ВСМ до Суйфэньхэ, прокладывается не потому, что условная китайская КЖД хочет потратить чьи-то деньги. На самом деле China Railway Dongfang Group к проекту привлекла камбоджийская компания, один из лидеров мировой игорной индустрии Naga Corp Ltd, которая строит за 350 млн долл. под Владивостоком развлекательную курортную зону в расчете на китайцев.

Не будем забывать о том, что во всем ДФО живут 6 млн человек, так что новая ВСМ может вывезти из страны все население Дальнего Востока за год. В любом случае для владивостокских казино шанс получить клиентов из Китая в 10 раз выше, чем из Приморья.

Очевидно, что новая дорога нужна бизнесменам, как говорится, до зарезу. Да и у жителей Приморья появится возможность с ветерком проехаться в Поднебесную. Кроме того, провал проекта ВСМ покажет неспособность России сделать все возможное и невозможное для привлечения инвесторов в далеко не процветающий пока регион страны.

"К сожалению, автопереходы на границе Приморского края и КНР расположены в 200 км от Владивостока, дорога до китайского приграничного города составляет минимум 6–7 часов. А туристы из Китая привыкли к скоростным поездам у себя на родине, утомительная дорога негативно сказывается на их настроении", – говорит руководитель одного из турагентств Приморского края Дмитрий Павлов.

Президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Монкевич призывает не бояться "китайской экспансии". "На данном этапе вопрос доминирования китайских инвестиций на Дальнем Востоке является второстепенным. Если КНР станет якорным инвестором и продемонстрирует эффективность вложений, работать с инвесторами из других стран будет проще, поэтому важно довести этот проект до конца", – уверен он.


Наверх