65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Политика

Александр Ермолаев: Наступает другой этап развития, а значит, пора менять подход

Александр Ермолаев - один из новых депутатов краевого Законодательного Собрания Приморского края. В краевой парламент Александр Васильевич прошел по партийному списку "Партии пенсионеров". В Приморье и Владивостоке он известен как крепко стоящий на ногах предприниматель. По крайней мере, компанию "Алгос" - его детище - знают все. Да и то, что личной инициативой и усилиями Ермолаева была возрождена знаменитая Арка Цесаревича Николая - тоже факт общеизвестный

Пойти в депутаты Александра Ермолаева заставил очевидный системный кризис, который, по его мнению, переживает структура исполнительной и законодательной власти в Приморье.

- Что заставило успешного предпринимателя Ермолаева пойти в политику?

- Я коренной житель Владивостока - мои родители, моя семья и близкие живут здесь, на этой территории я вырос, выучился, реализовал свои амбиции в бизнесе. И мне, по большому счету, далеко не все равно, что происходит с краем сейчас. Есть понимание происходящего вокруг, есть силы, чтобы активно работать в интересах края и его жителей, а значит, и возможности для этого сложатся. Я считаю, что работать на качественные изменения в силах любого, кто искренне в этом заинтересован. Потому и пошел во власть.

- Вы шли на выборы по партийному списку от "Партии пенсионеров"...

- Верно. Я - один из тех, кто стоял у истоков регионального отделения партии во Владивостоке.

- Честно говоря, не очень-то вы похожи на пенсионера, Александр Васильевич...

- Эта партия не только для одних пенсионеров создавалась. С самого начала речь шла о тех программных положениях, о тех принципах, которые партия декларировала и которые мне импонировали тогда, в 1999-м, когда мы создавали региональное отделение "Российской партии пенсионеров", и до сих пор я считаю их правильными. Это прежде всего принцип социальной справедливости и принцип безоговорочного признания и соблюдения прав всех слоев населения - людей, живущих вместе на одной территории.

- Какие задачи как депутат ЗС ПК вы перед собой ставите?

- Это очень большой разговор. Потому что, решая по долгу службы какие-то экономические или хозяйственные вопросы края, лично я, допустим, не могу не учитывать человеческий фактор. Я хорошо понимаю, что реальность проведения в жизнь любого значимого проекта, любого закона, любой программы упирается в настрой и отношение к делу конкретных живых людей, в их компетентность, в их доверие или недоверие к существующей власти. У нас же в Приморье, да и по стране в целом, пока преобладает подход, в котором человек не принимается во внимание. Нет, конечно же, ценность человека декларируется. Но, по большому счету, человеческая энергия и созидательная активность людей в расчет не берутся. Принимая решения, власти всех уровней сплошь и рядом оперируют показателями экономики и социально-демографической статистикой, даже не пытаясь ввести в государственно-управленческий дискурс такую реальную движущую силу любых изменений, как само население. От отношения людей к вопросам управления городом и краем, от их представлений о том, как должна быть устроена наша жизнь, от профессионального самоопределения людей, от их мотивации - проявлять или не проявлять инициативу, жить здесь или уезжать - зависит очень многое.

- Неужели, Александр Васильевич, вам наша власть не нравится?

- Я не рассуждаю категориями "нравится - не нравится". Но период антикризисных программ и антикризисного управления закончился. И пора менять подход. Методы управления, которые удерживали край от развала, были эффективны, и свое дело они сделали. Сейчас же, когда страна накопила достаточно средств, чтобы вложить их в развитие, от регионов требуется другой подход к управлению своими территориями. Думаю, и наша исполнительная власть, и коллеги-депутаты уже начинают понимать, что сложившийся в кризисные времена подход к управлению тормозит выход Приморья на уровень динамично развивающихся регионов. В первую очередь это касается степени вовлеченности депутатского корпуса в разработку жизненно важных, системообразующих для края документов - это Устав края, стратегия развития края и его бюджет. Возьмем, к примеру, стратегию развития. Вроде имеется документ под названием "Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг.". И, насколько мне известно, целый коллектив умных людей под руководством губернатора трудился над этим текстом не один год. Но в результате прямым руководством к действию этот научный труд не стал. Он до сих пор не имеет статуса краевого закона. А у населения края нет целостного представления о нашей стратегии развития.

Или возьмем бюджет. Когда зашла речь о том, как будет верстаться бюджет края на 2008 год, я спросил представителя краевой администрации: "Относительно какой стратегии будет разрабатываться бюджет?". Тем более что финансовые планы, по требованиям федерального центра, регионы теперь должны будут составлять на три года. Четкого ответа на этот вопрос ни у кого нет. Но озадаченность присутствует.

- Непросто быть депутатом краевого Законодательного Собрания нынешнего созыва?

- Смотря с какими амбициями и целями работать. В моей ситуации - непросто. Ведь в ЗС ПК нет такого комитета, который бы отвечал за развитие края, за образование и культуру в залоге будущего.

- Но есть социальный комитет, например...

- Что такое "социальное" в общем представлении? Социальное обеспечение. Они и занимаются такими социальными делами: раздачами пособий, распределением субсидий, решением проблем, которые этого требуют, но к развитию Приморского края это не имеет никакого отношения. Социалка - это, по большому счету, раздача! А развитие предполагает другой взгляд на социальную сферу: ее нужно строить, нужны проекты, ориентированные на то, чтобы в перспективе мы не имели социальных проблем, которые есть сейчас. Кто этим занимается? Какой социальный комитет?

Мешает сложившаяся за последние годы практика, при которой администрация края берет на себя всю полноту ответственности, решение всех вопросов жизнедеятельности края. А законодательная власть рассматривается как придаток к исполнительной власти, как орган, обеспечивающий и контролирующий ровное прохождение действий краевой власти. Нарушено цивилизованное представление о двух ветвях власти. Законодатели должны, создавая законы, прописывать в них определенные нормы жизни на территории, а исполнительная власть должна их исполнять. У нас же все поставлено с ног на голову.

Я считаю, что расточительно использовать депутатский корпус только для нормативно-правового обеспечения деятельности краевой администрации и не задействовать огромный управленческий опыт, который есть у большинства депутатов, для реального управления изменениями. На мой взгляд, краю нужно вернуться к цивилизованному формату взаимодействия исполнительной и законодательной власти, и оба ее крыла наделить ответственностью за все, что в крае делается и чего не делается - хотя и должно. А то у нас бред какой-то получается. ЗС ПК, к примеру, к разработке программ и проектов развития по факту отношения не имеет, но обязано осуществлять контроль за их реализацией. Но как можно нести ответственность за то, что придумано и воплощается в жизнь другими?

- Но, грубо говоря, вы же знали, куда шли? Разве не так?

- Конечно. Но если никто не будет заниматься вопросами развития, то что остается - ждать, когда Москва придумает, как нам жить? Поэтому я собрал вокруг себя команду, которая занялась проработкой определенных вопросов. Сейчас со своими помощниками я работаю над проектом "коммуникативных площадок". Рабочее название - "Территория 2012". Что это такое? Задача проекта - усилить существующий формат выработки и принятия решений во властных структурах. По идее, при обсуждении ключевых вопросов развития в крае обязательно должна проводиться общественная, негосударственная экспертиза. У нас в крае хватает сведущих людей, и задача власти - услышать, учесть их мнение по общезначимым вопросам. На общероссийском уровне такую роль выполняет Общественная палата РФ, и входящие в нее профессионалы делают немало полезного для выработки властью взвешенных решений.

Также мы работаем над формированием образа будущего Владивостока и Приморского края, обсуждаем существующие модели территориального развития, ищем пути эффективного подхода к разработке региональной стратегии.

- А над чем уже успел поработать депутат Ермолаев в рамках ЗС ПК?

- В профильном комитете я сейчас работаю над законом о сельском хозяйстве. Но, похоже, там тупиковая ситуация... Федеральный закон о развитии сельского хозяйства был принят 27 декабря 2006 года, с конца февраля мы начали разрабатывать соответствующий закон Приморского края. Это достаточно формализованный документ, но и он может не заработать. Потому что вкупе с законом нужна программа, которая обеспечит его финансами, а появление программы, в свою очередь, зависит от администрации. Исполнительная власть имеет массу возможностей блокировать неудобные решения. Поэтому, как на самом деле пойдет этот закон, сейчас сказать трудно. Например, в краевом законе о продовольственной безопасности четко сказано, что на эти нужды нужно не менее десяти процентов краевого бюджета. И тем не менее каждый год после принятия бюджета появляется приложение, в котором отменяется какой-либо пункт этого закона. А зачем такие законы нужны?

- Честно говоря, такая ситуация типична для предприятий, переживающих кризис...

- Вот именно! Приморье очень похоже на корпорацию, где есть прагматичный, амбициозный лидер - губернатор. И когда я стал депутатом, мне показалось, что я пришел в коммерческую структуру, а не в орган государственной власти. На самом деле хорошо, что у губернатора такой авторитет. Другой бы на его месте и не потянул бы тот груз проблем, что переживает Приморье. Но это не означает, что корпорация успешна. Ведь отвечать за решения, принятые краевой властью, придется поколению, которое придет следом. Взять ту же миграционную политику. Проект "Большой Владивосток" не привлечет сюда мигрантов. И нефтеперерабатывающий завод вместе с алюминиевым не соберут в Приморье 4-5 млн человек. Пока мы наблюдаем резкий отток населения из края. А когда не будет людей, не будет ничего. Смотреть на будущее Приморского края только через экономические посылы концептуально неправильно. Нужно выстраивать социокультурный образ региона, такую экономическую и социальную модель, при которой мы не только нужны и интересны странам АТР, но и прежде всего интересны своему собственному населению, своей стране.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх