67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 8 м/c
08 мая
Суббота

Политика

Первый вице-премьер Сергей Иванов выступил против халявы, но за АЭС

Первый вице-премьер Сергей Иванов видит основную проблему Дальнего Востока в неуклюжей транспортной инфраструктуре, собирается построить в регионе АЭС и ненавидит льготы и халяву

Прагматичный, жесткий и... элегантный - именно таким предстает первый вице-премьер Правительства России Сергей Иванов при ближайшем рассмотрении.

- Уверяю вас, Сергей Борисович очень любит журналистов. Бывало, едем куда-нибудь, - заметил в неформальной беседе с нами, провинциальными "акулами пера", симпатичнейший пресс-секретарь вице-премьера Павел Зенкович, - так он часто без моей помощи много и с удовольствием общается с прессой.

- Что он думает по поводу Владимира Николаева, мэра Владивостока, которого сейчас этапировали в Хабаровск? Боюсь, что он ничего не сможет сказать - не в его ведении эта тема. Мы же занимаемся ВПК, транспортом...

Лица одного цвета

Встреча первого вице-премьера Иванова с журналистами дальневосточных СМИ, запланированная на 6 апреля в Хабаровске, прошла в здании Дальневосточной государственной телерадиокомпании. Меры предосторожности, предпринятые органами безопасности в части охраны возможного преемника и, поговаривают, личного друга президента Путина, были серьезными. За полчаса до прибытия делегации дальневосточных журналистов в здании телекомпании работала передвижная взрывотехническая лаборатория. В подъезде одного из домов маячила фигура статного широкоплечего человека в темном костюме - на малорослого хабаровского аборигена он похож абсолютно не был.

Сама же встреча проходила, что называется, в теплой и дружеской обстановке. Даже хватило времени причесать и загримировать каждого журналиста до того, как они предстали перед камерами. Впрочем, и Сергей Борисович не избежал той же участи - поэтому у всех нас в студии лица были одного оттенка.

Иванов был бодр - подтянутый, с доброжелательной улыбкой он обошел нас с рукопожатием, а журналистке Марине Лободе, у которой 6 апреля был как раз день рождения, вручил симпатичный букет цветов. Разведчик, даже бывший, просто обязан находить общий язык с любым человеком... даже если он - женщина!

По словам того же Павла Зенковича, самое удручающее впечатление от визита на Дальний Восток у вице-премьера, равно как и у всей делегации, оставили Курилы...

- Вы знаете, что на Курилах в войну был построен аэродром для японских камикадзе? С него хорошо стартовать в воздух, чтобы потом уже не спуститься. А мы заходили туда на посадку...

Нет халяве

По поводу руководства арсеньевского завода "Прогресс", поставляющего на рынок милитаристских технологий знаменитые вертолеты марки "Черная акула", Иванов высказался нелицеприятно.

- На "акуле" я летал, и мне понравилось, но у меня создалось негативное впечатление, что руководство оборонного предприятия уповает лишь на госзаказы, отказываясь развивать производство в принципе. Я им жестко сказал, чтобы и не рассчитывали только от МО деньги получать, а то, простите меня, получится... халява. А я противник халявы. Что толку, если ты умеешь что-то производить, а реализовать свое достижение не научился?

Основная проблема Дальнего Востока, и на этом первый вице-премьер не раз делал акцент, - недоразвитость транспортной инфраструктуры региона. Приморье в силу географических особенностей, а вовсе не усилиями местной краевой власти, находится не в самом худшем положении на ДВ. Перелеты из Владивостока в Москву дороги для приморцев, хотя лететь через Хабаровск означает сэкономить около 5000 рублей. В вопросе авиаперевозок Иванов был солидарен с журналистами. Тем не менее Сергей Борисович отметил, что "никто никаких денег на руки получать не будет", чтобы летать с Дальнего Востока по стране. Будут выделяться субсидии. И авиакомпании... раскошелятся.

- Я в принципе ко всякого рода льготам отношусь очень осторожно, потому что они...

- Развращают? - вклинил кор. "Н" наводящее слово.

- Еще как! Тем не менее, чтобы справиться с проблемой авиасообщений на Дальнем Востоке, необходимо будет выделять субсидии авиаперевозчикам. А часть сверприбылей частных авиакомпаний, которые они получают за счет международных авиаперелетов, нужно и придется аккумулировать в рейсы по России и Дальнему Востоку, чтобы рядовому гражданину было дешевле летать.

Что такое ФЦП?

Федеральные программы по развитию Дальнего Востока - вот с чем, грубо говоря, приехал в ДВФО Иванов. Хотя первый вице-премьер не без гордости отметил, что бывает в наших краях едва ли не чаще, чем прочие первые мужи государства. Так, федеральная целевая программа (ФЦП) "Дальний Восток", которую Иванов курирует лично, стоит 358 млрд рублей, а "атомная" ФЦП по созданию в нашем регионе АЭС, сторонником которой является первый вице-премьер, вберет в себя 160 млрд рублей. Авиапромышленность получит 158 млрд рублей. В экономику пустынных Курильских островов вложат около 14 млрд федеральных рублей плюс 4 млрд сторонних инвестиций, что, по словам Иванова, выходит в среднем почти по миллиону рублей на душу населения, учитывая, что всего на островах живет 19 тыс. человек.

Триллионы под шельфом

Одним из ключевых соображений, которые Иванов счел нужным озвучить дальневосточникам, стала мысль о создании на территории Дальнего Востока объединенной судостроительной корпорации. При этом он отметил, что частный бизнес не пойдет в этот затратный, не сразу окупаемый и вместе с тем "реальный сектор экономики". Однако, по словам Иванова, участие государства в транспортной отрасли, например в портах Дальнего Востока, пока неэффективно. И причина в том, что слишком много "непрофильных активов" накапливается в транспортно-строительном производстве.

- Мы продолжаем выживать за счет военного авиа- и судостроения и полностью утратили перспективы гражданского. Пассажирских и грузовых судов мы не строим. И не только потому, что не можем, но и потому, что совершенно неконкурентоспособны. В основном на верфях и судоремонтных заводах Дальнего Востока работа по профилю ведется процентов на пятнадцать, а остальное занимает какой-то сопутствующий мелкий бизнес - например, торговля цветным металлом. Даже баньки стоят. А этого быть не должно! Но мы еще начнем работать по профилю - строить химовозы и газовозы.

В числе основных перспектив Дальнего Востока Сергей Иванов назвал развитие Сахалинского шельфа и не до конца еще открытых нефтяных месторождений Охотоморья.

- В советские времена невозможно было на северных широтах Охотского моря даже геологоразведкой заниматься. С подачи военных - они же любят держать и не пущать. Другое дело, что не пускать было просто глупо. Замечу, что рынок Сахалинского шельфа оценивается в несколько триллионов долларов. Это больше, чем Советский Союз потратил на все свои космические программы, - сказал Иванов.

"Тоже флот" - главный флот России

- Строить новые подводные лодки России в двух местах - экономически невыгодно. Но мои слова не означают, что мы не думаем о Тихоокеанском флоте. В начале прошлого века какой у нас был главный флот? Балтийский. В середине ХХ века? Северный. Сегодня, в XXI веке, без риска ошибиться могу сказать, что наиболее приоритетным будет - и уже есть - Тихоокеанский флот. АТР - конфликтоопасный регион. Здесь и США, и Китай, и Корея, и Япония и... абсолютно никаких правил игры. ТОФ мы будем развивать. А весь ядерный арсенал его будет находиться на Камчатке, как новые стратегические ракетоносцы, как "Юрий Долгорукий".

- То есть, Сергей Борисович, не означает ли это, что Владивосток теряет свои позиции как основная база ТОФ?

- Почему? Я имел в виду только ядерный арсенал. А крупные корабли будут по-прежнему базироваться во Владивостоке...

- А как же слухи о том, что ТОФ переформируют в эскадру и статус флота он потеряет?

- Это чушь полная! Я, как бывший разведчик, вам таких "сценариев" могу десяток придумать... Владивосток останется главным административным центром ТОФ.

- А не будут ли мешать военно-морские структуры проведению саммита АТЭС?

- Мы уже все разрулили! Во-первых, саммит АТЭС оценивается примерно в 100 млрд рублей, которые государство передает Приморью, а точнее - Владивостоку. Что не значит, что деньги будут пущены на ветер или растрачены. Мы вкладываем деньги в собственность. Саммит закончится, а все деньги, вложенные в его подготовку, останутся во Владивостоке.

Во-вторых, место проведение саммита - остров Русский. Отличное место. Замечу, что у нас в России любителям дайвинга негде реализовать свои пристрастия. Черное море хоть и теплое, но мутное - с аквалангом делать нечего. Кстати, ваш Золотой Рог тоже в ужасающем состоянии - страшно смотреть. Сейчас мы наконец приняли закон о портах и будем наводить порядок в акваториях. А то ведь у вас там полный беспредел...

По словам Иванова, военные готовы частично освободить остров Русский. Но некоторые подразделения останутся. Особенно те, что не будут мешать проведению саммита АТЭС, а наоборот, смогут обеспечить дополнительную безопасность форуму. Иванов нарисовал следующую схему ухода военных с Русского: за 5 млрд рублей МО РФ уводит свои части с острова и дислоцирует их в другом месте. И только на таких условиях.

Итак, Иванов - носитель простой хорошей фамилии, тайный, но заядлый курильщик, умный, интеллигентный и адекватный - выстроил согласно властной парадигме государственные приоритеты на Дальнем Востоке: поднимать судо- и авиапроизводство в регионе, решить проблему транспорта (поэтому он после встречи с прессой посетил строительство глобальной автотрассы "Чита - Хабаровск"), разобраться с военными и раздать субсидии - для поднятия рождаемости, к примеру.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх