68,78 ↓ 100 JPY
11,38 ↓ 10 CNY
73,52 ↓ USD
65,57 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-2° ветер 2 м/c
04 марта
Четверг

Политика

Юрий Копылов: Мэр политикой заниматься не должен!

Бывший глава Владивостока готов вновь пойти во власть

Юрий Копылов - мэр Владивостока, который беспрерывно проработал на посту градоначальника пять с половиной лет, больше, чем любой из его предшественников и преемников. С перспективы десятилетий работы на руководящих должностях Копылов обозревает нынешний политэкономический "ландшафт" Приморья.

На изломе

- Юрий Михайлович, вам инкриминируют превышение служебных полномочий, уголовное дело расследуется уже достаточно долго. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Администрация города приняла решение строить колумбарий в 2003 году. Необходимость назрела давно: у Владивостока просто нет земли, чтобы хоронить умерших. Пригородная территория принадлежит в основном Министерству обороны, и чтобы нарезать несколько соток земли, мне всякий раз надо было обращаться в правительство и ждать разрешения.

Я, как глава администрации, обязан был проблему решить с захоронением граждан. Колумбарий - хорошая альтернатива. Тем более что крематорий в городе начал работать уже давно, где-то надо хранить урны с пеплом, которые за годы накопились и сейчас стоят в квартирах на полках. Городской совет ветеранов нас, администрацию, в этом вопросе полностью поддержал.

Мы провели конкурс на строительство колумбария, его выиграла компания "Сирояма". Колумбарий построили. А сегодня меня обвиняют в превышении должностных полномочий - в том, что я якобы выделил деньги компании "Сирояма" без одобрения городской думы, которая на тот момент даже не функционировала.

Но тут... Ленинской прокуратуре дали поручение, и следователь в кратчайшие сроки, не особо даже прислушиваясь к моим аргументам и присматриваясь к фактам, завершил следствие и в таком вот рыхлом виде дело в суд передал... А что сейчас в суде происходит, вы сами видите. Уверен, правосудие справедливо расставит все точки над "и"... Искренне на это надеюсь.

- Как вы думаете, что будет с уже построенным колумбарием?

- Город, вероятно, будет-таки использовать колумбарий по назначению. Земли у нас больше не стало, хоронить в городе по-прежнему негде. Это - ко всему прочему дешевый способ захоронения, по сравнению с традиционным. И экологически чистый.

В Интернете недавно посмотрел - думал, может быть, я ошибался, не то что-то делал. Оказывается, в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Новосибирске колумбарии есть. Люди довольны.

- Можно ли, на ваш взгляд, провести параллель между уголовным делом, заведенным против вас, и тем, по которому проходит нынешний глава Владимир Николаев?

- В СМИ озвучивается определенная хроника событий, но я не хочу быть в этой компании. Все, что делал, я делал для людей. При этом никому не желал никогда ничего плохого, не злорадствовал. Очень хочу, чтобы про Владивосток говорили только в хорошем плане...

Мне очень печально, что имя бывшего мэра появилось в заголовках газет. Думаю, по мне ситуация должна разъясниться.

За 45 лет трудового стажа, поверьте, всякое бывало. Приходилось даже вылавливать тонущих товарищей в ледовом месиве Бристольского залива, кто знает, что это такое, тот меня поймет. И сейчас в мою судьбу вторглись силы, которые опять берут на излом...

Человек системы

- Если посмотреть в прошлое, что вам удалось сделать, что не удалось?

- Судьбой так сложилось, что я человек системы. Досконально знаю все на флоте, комсомольскую работу, работу в компартии.

По образованию я инженер-экономист. Сейчас на Голдобине стоит пароход "Вологда" - матка спасательного флота. А в свое время это был производственный рефрижератор Востокрыбхолодфлота, единственного в мире предприятия, способного доставить мороженую продукцию в любую точку мира. Окончив мореходную школу с красным дипломом, с февраля 1966 года я работал на "Вологде". Потом, помимо производственной, была комсомольская, партийная деятельность, я дошел до поста первого секретаря Первомайского райкома. Вся моя жизнь связана с Чуркиным, я здесь жил, работал, управлял этой территорией. Я очень люблю свой полуостров...

- До того, как вы стали главой краевого центра, вам довелось поработать управляющим городом при Викторе Черепкове. Почему ваши отношения не сложились?

- О Черепкове говорить можно что угодно... Я так вижу, Виктор Иванович живет всю жизнь для себя. Много у него и хорошего: настырность, умение создать, закрутить интригу, залезть к человеку на уровень подсознания. Если он цепляется за что-то, то обязательно доводит это до конца. Вот проекты развязок на Баляева, Гоголя, взял, подхватил, построил. Он хорош в исполнении чьих-то задумок, в качестве помощника...

Думаю, мэр не должен заниматься политикой, ни к чему хорошему это не ведет. Если помните, какие в 1998 году были условия для проживания владивостокцев: постоянные перебои со светом, с холодной, горячей водой...

- А потом в городе появился новый глава...

- 14 декабря 1998 года меня назначил и.о. мэра губернатор края Евгений Наздратенко, я пришел и в короткие сроки восстановил в городе покой.

Стабилизировать ситуацию было очень тяжело, особенно в первые годы, когда у мэрии были сумасшедшие долги перед энергетиками - 1,5 миллиарда рублей при годовом бюджете 3 миллиарда. Мы расписали долги на пять лет и потихоньку начали гасить. Веерного отключения электричества, кроме аварий, ни разу за пять с половиной лет моего мэрства не было.

Великая засуха

- Стабильность пошла Владивостоку на пользу?

- Вспомните, сколько был в городе бесплатный трамвай, люди приезжали, удивлялись - коммунизм у вас! А вспомните, как долго по пять рублей был проезд в автобусе? С коммерческими перевозчиками договорились, чтобы они цену не задирали.

Цена на хлеб практически не повышалась - сколько пришлось побороться, пообщаться с производителями! Если бы я не вмешивался в процесс, буханка подольского стоила бы еще несколько лет назад 16-18 рублей.

- Как вы договаривались с предпринимателями?

- Создавали льготные условия по налогообложению, при этом смотрели, чтобы и бюджет исправно пополнялся. Но хоть один коммерсант скажет, что носил к Копылову чемоданы с деньгами?

Посмотрите, сколько ордеров на квартиры очередникам выдал. Слово "ипотека" еще начали только в России выговаривать, а я уже создал Владивостокское ипотечное бюро - первое от Урала. Администрация города выступала гарантом в строительстве, получала долю жилья, выдавала ордера. Муниципалитет просто обязан иметь сильные позиции на рынке недвижимости.

Много ли человеку надо? Жилье, тепло, вода, свет, работа. Это все должна дать власть, а человек будет планировать свою жизнь дальше. Все родильные дома в городе отремонтировали. Первому родившемуся после Нового года выдавали ордер на квартиру. Таким вот образом, на уровне мэра, как мог, стимулировал рождаемость.

План развития города существовал на 2000-2004, на 2004-2010 годы. Четко было сказано, на какие рубежи выходить и в каком году. Я говорю о том, что мы возродили плановый подход, к которому страна только сегодня подходит.

- Традиционно российскую власть ругают за плохие дороги. Лучше они стали при Копылове?

- Так сложилось, что городу из краевого бюджета всегда выделялось денег чуть ли не в половину меньше необходимого. Так, из дорожного фонда нам ничего практически не перепадало, притом что почти половина машин в крае - владивостокские. Федеральная трасса - это от почтамта Владивостока до почтамта Хабаровска, включая весь Океанский проспект. Край почему-то считал - только от Десятой улицы и далее.

Мы закупили в Германии ремиксеры, начали заделывать дырки, капитально ремонтировать главные дороги в городе, затем - внутриквартальные проезды. Самостоятельно расширили и федеральную трассу на Маковского, на шесть метров. Надоело видеть, как на выходные горожане то выехать из города не могут, то въехать.

- За один из ваших дорожных проектов - "канатку" - вас критикуют до сих пор...

- Немногие в России, мы получили лицензии на два амбициозных проекта. Первый - Некрасовский путепровод - был реализован и, как видите, решил многие проблемы. Второй проект - канатная дорога на Чуркин. Прямое сообщение через Золотой Рог - это мечта многих поколений владивостокцев. У меня есть рисунок 1905 года, там изображен монорельс, который пересекает Золотой Рог. Построив "канатку", мы бы развязали сумасшедшие пробки на Спортивной и Луговой. Изменилась бы вся идеология движения в городе. Ведь сейчас канатные дороги есть во многих городах России.

- С какими проблемами вы столкнулись, будучи главой?

- Беда была одна - засуха два года подряд. Я добился внимания к проблеме: проводились совещания у премьера Касьянова, заседания правительства под руководством вице-премьера Яковлева. Честно говоря, чуть не поругался с Касьяновым, когда тот заявил: вот в Ростове нет воды, в Минводах, а у вас Тихий океан - ставьте опреснительные установки и хлебайте сколько угодно. Знаете, как дорого воду опреснять?

- Какой нашелся выход?

- Мы пробурили шестьдесят скважин во Владивостоке и частично обеспечили из этого источника больницы, школы, детские сады, предприятия. Иначе был бы коллапс: отсутствие горячей, холодной воды, отопления, электроэнергии! Параллельно прорабатывались перспективные варианты: разработка Пушкинской депрессии, доставка воды из дальнего источника, из-под Арсеньева. Я думаю, с дальнейшим развитием города к этим проектам придется вернуться.

Всегда готов!

- Как вы относитесь к идее губернатора о создании на базе Владивостока, Находки и Уссурийска мегаполиса?

- Фантазии - это просто. До Уссурийска сто километров, до Находки сто восемьдесят. Как заселить такую огромную территорию? Пока, мы видим, народ из Приморья только убывает. Я ведь кандидат экономических наук, защищался по лесной промышленности Приморья, написал более 20 научных трудов. Никто на блюдечке мне труды эти не приносил, сам работал.

Кстати сказать, вспомните, ведь еще в 2002 году мы провели во Владивостоке Инвестиционный форум АТЭС, преддверие, так сказать саммита в 2012 году.

- Будущее у города есть?

- Естественно. В свое время Хрущев обещал построить второй Сан-Франциско во Владивостоке и частично выполнил свое обещание. Крупная индустрия начала развиваться, строились огромные микрорайоны.

Сейчас президент сказал: Владивосток надо развивать. Выделяются первые 100 миллиардов. Надо первым делом строить очистные: в перспективе на миллион-полтора жителей. Второе - обеспечить город водой, чтобы не зависели мы ни от каких засух. Третье - надо сооружать объездную дорогу по побережью Амурского залива, она есть в генплане города.

Россия-матушка может богатеть на огромном пространстве азиатско-тихоокеанского региона через Владивосток. Нева несудоходна, Калининград сейчас - за границей. Из крупных портов остается Владивосток, здесь три четверти населения Земли под боком живет. Безграничные у нас перспективы.

Сейчас просто надо принимать те деньги, которые дает федеральный центр по разным программам и максимально вкладывать в развитие.

- Что думаете по поводу того, что выделенные деньги в Приморье просто разворуют?

- То, что "пилят" здесь деньги - это навет на Приморье, на Владивосток. Никакая не проблема поставить любые денежные потоки под контроль. Думаю, Москвой будет создан штаб, который займется распределением средств. А инъекции финансовые нужны городу - какая разница откуда! На капитальные проекты в бюджетах края или Владивостока денег не хватит. Оттуда максимум что можно добавить - на улучшение питания в больницах.

Хотя и сто миллиардов не решат проблему, нам нужен триллион минимум. Владивосток - это же второй Сингапур. Нужно создать оффшорные условия, льготы для инвесторов, и капитал сюда пойдет. Но если не дать послабления по налогам, покинет Владивосток и тот бизнес, что есть.

Сейчас продается городское имущество, говорят, что это возможность пополнить бюджет. Но есть и другие способы. Реальная налогооблагаемая база Владивостока - двадцать миллиардов рублей, просто большинство средств идет в вышестоящие уровни бюджетной системы. Местная таможня собирает двадцать пять миллиардов пошлин и сборов. Если собираемые деньги оставлять в городском бюджете, проблем у Владивостока никаких не будет.

Надеюсь, вся нынешняя шумиха прекратится. Какие-то кадровые перемены будут в городе, возможно, в крае. На что жителям Приморья стоит смотреть спокойно.

- На прошлых выборах главы города вы проиграли. Пошли бы баллотироваться на следующие?

- Летом 2004 года за полтора месяца до выборов я знал: вся избирательная система, правоохранительные органы - против меня. Результат был запрограммирован.

Если горожане оценят объем сделанной мною работы, я готов опять баллотироваться в мэры. Опыта, знаний, здоровья сил хватит. Есть и огромное желание работать. То, что сделано нашей командой, люди помнят. Особенно ветераны войны, труженики тыла, приравненные к ним категории жителей, заслуженные люди города, когда освободили их от оплаты за жилье и коммунальные услуги, выдача бесплатного жилья, улучшение жилищных условий для сотрудников правоохранительных органов, создание интерната "Буревестник" для одаренных детишек из малообеспеченных семей, создание благоустроенных мест отдыха на Второй Речке, Набережной, ул. Фокина, в микрорайонах, плановый ремонт лифтового хозяйства, обучение в вузах золотых и серебряных городских медалистов, адресная помощь незащищенной части населения...

Это только то, что сразу вспомнилось. И тот же колумбарий, с которого начали разговор, - тоже звено в цепи дел на благо города. Потому что ситуация в этом вопросе вообще была критическая. И сегодня пока не лучше. Вот и надо было ее давно уже разрешить. Мы для этого все уже подготовили. Как руководитель с солидным опытом, главные городские проблемы всегда вижу. И как справляться с ними, знаю.

Слишком молодым людям, думаю, во власть идти не нужно. Должен мужик созреть мозгами, чтобы в жизни делать правильные вещи. При этом за плечами человека уже должны быть какие-то конкретные дела. Чтобы люди могли по ним определить способности человека. Разрушитель он или созидатель. Потому что революции, встряски и перевороты разные людям не нужны.

Моей главной задачей всегда было создание во Владивостоке атмосферы стабильности, благополучия. Чтобы у людей была возможность планировать свою жизнь в городе, иметь возможность зарабатывать себе на жизнь, развивать бизнес, строиться... На это все и нацелено было. Когда за плечами есть хороший опыт, практика хозяйственной деятельности, то знаешь, как и что надо делать во благо города.

А если один азарт... Тут может получиться, как Черномырдин говорил: "Хотелось как лучше, а получилось...". Порой даже хуже, чем всегда. Такого допускать не надо. Нельзя ставить эксперименты над людьми.

Константин Сергеев

Поделиться:

Наверх