68,23 ↓ 100 JPY
11,52 ↓ 10 CNY
74,58 ↓ USD
66,31 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 2 м/c
07 мая
Пятница

Политика

Ударим по бездорожью телеэфиром!

Деньги краевого бюджета уходят в придорожную пыль

На днях губернатор Сергей Дарькин внес на рассмотрение приморского парламента новую краевую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения", рассчитанную на 2007-2012 годы. На мероприятия в рамках программы предполагается потратить немало - 1,38 миллиарда рублей (против 750 миллионов рублей, которые заложены на первую программу). Примечательно, что, помимо дорожных и благоустроительных работ, программа предусматривает финансирование разнообразных пропагандистских и иных, явно не совсем целевых, мероприятий.

Первый блин не комом

Надо сказать, что у программы есть свой предшественник. В 2005 году краевые законодатели приняли целевую программу с длинным названием "Первоочередные мероприятия по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования Приморского края на 2005-2009 годы".

Совместно с краевой ГИБДД департаментом дорожного хозяйства администрации Приморья были определены дорожные участки, на которых концентрируются ДТП.

В местах повышенной аварийности принялись спрямлять и расширять дорожное полотно, наносить разметку, устанавливать разделительные полосы - и это правильно! В 2006 году из краевого бюджета на программу было потрачено 90 миллионов рублей, за счет которых проведен ряд работ на автомобильных дорогах: Владивосток - Находка, Осиновка - Рудная пристань, Уссурийск - Пограничный - госграница, Хабаровск - Владивосток - станция Мучная. Были реализованы инженерные мероприятия на подъезде к Артему от автодорог Хабаровск - Владивосток и Владивосток - Находка, выполнена разделительная полоса на автодороге во Владивостоке от перекрестка проспекта "Красного знамени" и улицы Некрасовской до стадиона "Строитель" и в районе остановки "Фабрика "Заря". По сведениям администрации края, в результате проведенных мероприятий число ДТП сократилось на 32,8 процента, количество погибших в происшествиях - на треть, раненых - на четверть. Об этих успехах на заседании Законодательного Собрания 25 января 2007 года депутатам доложил руководитель департамента дорожного хозяйства администрации края Леонид Вильчинский.

Пропаганда - дело вкуса

Любопытно, что специалисты "белого дома" подсчитали даже социально-экономический эффект от внедрения программы, который, "при базовом показателе стоимостной оценки ущерба в результате гибели человека в ДТП, равном 2,375 миллиона рублей, в результате полученного увечья или ранения - 41,8 тысячи рублей, составляет 1289 миллионов рублей". Таким образом, самоокупаемость (!) программы составит 93%.

При ближайшем рассмотрении в программе обнаруживается много интересного. Например, одним из ее исполнителей назван департамент социального развития и СМИ "белого дома". Он отвечает за следующие направления: "пропаганду культуры поведения и организацию эффективной системы взаимодействия участников дорожного движения", что подразумевает "выработку и формирование культуры поведения участников дорожного движения, в том числе с привлечением СМИ, общественных организаций и образовательных учреждений посредством организации ежегодных радио- и телевизионных программ, обучающих семинаров и проведения широкомасштабных акций по обучению населения Правилам дорожного движения, методам оказания доврачебной помощи, правовому обучению, размещения регулярных радио- и телепередач рекламного и информационно-пропагандистского характера по вопросам обеспечения безопасности движения..."

Пропаганда из краевой программы включает в себя создание тематических телепередач, информационно-пропагандистской продукции, специальной наружной рекламы (баннеров, перетяжек), размещение материалов в СМИ, общественном транспорте и местах отдыха граждан. На эти цели предполагается выделить в текущем году 3,4 миллиона рублей.

Пропаганда безопасности - штука, безусловно, нужная. Возникает, правда, вопрос: к чему закладывать деньги отдельно от того, что уже предусмотрено? Во-первых, многие СМИ уже имеют договорные отношения с администрацией края и вполне могут размещать любые материалы (в том числе программного характера) в рамках "устаканенных" смет. Во-вторых, есть краевой телеканал "ОТВ-Прим", который обходится бюджету Приморья в 90 миллионов рублей. В год! Почему бы не поручить краевым телевизионщикам разрабатывать передачи и ролики по программе безопасности - и крутить их в эфире сколь душеньке угодно! Хотя бы вместо надоевшей рекламы "ля футура" и прочих форшмаков! Все-таки ОТВ - краевое телевидение и содержится на деньги налогоплательщиков! Или все же будем платить за одно и то же дважды?

Кстати, разве у краевых властей нет простой и понятной нам всем возможности обратиться к СМИ с человеческой просьбой разместить некоторое количество информации по пропаганде безопасности движения на безвозмездной основе? Скорее всего, большинство из них не отказало бы, как не отказали бы владельцы объектов наружной рекламы вывесить с десяток растяжек или щитов на ту же животрепещущую тему. Однако до просьб и контактов программа и ее создатели как-то не снизошли, почему и возникает предположение о том, что деньги, предназначенные "на пропаганду", пойдут не совсем по назначению. Возможно, часть из них побежит ручейком и в карманы исполнителей программы, как часто бывает.

Я рисую на асфальте...

Депутаты ЗС ПК, кстати, не все и не во всем разделяют точку зрения авторов программы.

На прошлой неделе программа обсуждалась на заседании комитета ЗС ПК по экономической политике и собственности. Депутат Виктор Корочин (выходец из автодорожников края, кстати) высказался против того, чтобы деньги направлялись на пропаганду и тому подобное. По его мнению, разумнее потратить их именно на приведение наших дорог в достойное состояние. Впрочем, коллеги сумели переубедить господина Корочина стандартным приемом - мол, это первое чтение программы, поправки можно будет вносить потом.

Депутат Евгений Оломский считает, что пропаганда безопасности движения - дело нужное и полезное:

- Воздействие на людей СМИ трудно переоценить. Лучше программировать граждан вести себя правильно на дорогах по убеждению, нежели через штрафы. Не будучи сторонником большей части губернаторских программ, это направление я поддерживаю...

В то же время Оломский считает, что "такая пропаганда должна вестись не один год и не только на ОТВ-Прим, иначе это просто малоэффективно".

Сомнительно, заметим, что на заданный объем средств пропаганды (30 миллионов рублей ежегодно) в течение шести лет можно провести полноценное зомб... тьфу, программирование сотен тысяч передвигающихся по дорогам приморцев.

На крыльях прогресса

Не менее загадочен и такой раздел мероприятий программы, как "техническое оснащение подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения".

Им предусмотрено, допустим, приобретение комплексов фиксации нарушений ПДД. 14 комплектов на весь край, шесть на Владивосток и по четыре на Уссурийск и Находку - это, согласитесь, капля в море при огромной протяженности той же Находки! Стоит такое удовольствие, кстати, немало - до трех миллионов рублей.

Еще 25 миллионов рублей программа планирует ассигновать на приобретение технических комплексов для приема экзаменов у кандидатов в водители (не менее 30 штук), а также 35 грузовых и легковых автомобилей для приема экзаменов на вождение. Странно, что в условиях, когда люди платят за обучение в "коммерческих" автошколах очень приличные деньги, кое-кто планирует их переоснащать за счет нашего с вами краевого бюджета! Впрочем, странного ничего нет - если представить, что купленные на наши и ваши налоги обучающие комплексы и учебные автомобили будут "особым" подпараграфом программы направлены в какую-то одну школу вождения. Особую, как все "ля футур" ("будущее" на иностранном языке. - Прим. ред.) края нашенского!

Интересно, что при всем при том собственно инженерные мероприятия, направленные на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов, программой толком не расписаны. Как сообщил один из сотрудников аппарата ЗС ПК, пожелавший остаться неизвестным, "в прежней программе по снижению аварийности депутатов привлекало то, что были обозначены конкретные объекты, участки дорог, на которых имелись проблемы с аварийностью. В нынешней программе все расплывчато. Сложно сказать, что деньги пойдут именно туда, где они наиболее необходимы".

Пример? Пожалуйста! Программой запланировано даже строительство воздушных и подземных переходов через краевые автотрассы: по два в Артеме и Дальнегорске, по одному в Уссурийске и Фокино. А как же с самым "больным" участком - район гострассы от Седанки до Садгорода? Именно здесь Приморье чуть ли не ежедневно несет колоссальные убытки - по 2,375 млн рублей за погибшего и по 41,8 тыс. рублей за увечного участника ДТП! Или Владивостоку по мысли авторов программы снова достанутся только огрызки? Если не вмешаются наши депутаты...

Игнат Ратовский

Поделиться:

Наверх