67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 3 м/c
16 мая
Воскресенье

Политика

Правый руль - боль и гордость приморцев

На защиту японских иномарок избирателей края можно объединить - да хоть на выборах Госдумы!

Раз в два-три года, не реже, в России предпринимаются все новые и все более антинародные попытки законодательно запретить экспорт, покупку и даже вождение по нашим дорогам праворульных автомобилией. Эти попытки встречают стойкое неприятие сибиряков и дальневосточников, и здесь мы наблюдаем тот исключительный случай, когда большинство наших местных политиков даже самого крупного калибра единодушно встают грудью на защиту интересов земляков. Впрочем, в борьбе за правый руль приморцы традиционно проявляют несвойственную им обычно солидарность - без скидок на половозрастную ориентацию и партпринадлежность.

Лобби автопрома против губернаторского ресурса

Первые завозы иномарок в серьезных объемах в приморские порты начались еще в середине восьмидесятых. Некоторое время, примерно лет восемь, пошлины на их ввоз были крайне низкими, и никаких попыток со стороны лобби российского автопрома запретить "правый руль" не предпринималось. На тот момент автопромом управляли менеджеры советской закалки, спрос на отечественные машины был выше объемов выпуска "жигулей" и "москвичей", поэтому множившиеся в Приморье, на Сахалине, в Хабаровском крае и Магадане "битые жизнью" "японки" никакой опасности не представляли.

Однако в начале 90-х праворульные машины стали теснить российские уже не только на Дальнем Востоке. А у покупателей появились деньги - и по российским дорогам забегали вполне солидные "внедорожники", "марки" и "камри", составившие серьезную конкуренцию даже изредка залетавшим в край нашенский "мерседесам" и "фордам". В 1993 году правительство Черномырдина предприняло первую попытку ввести запрет на ввоз машин с "неправильным" рулем. В Приморье прошли митинги и выступления "за правый руль", а кабинет Черномырдина отступил. Стоит отметить: губернатор края Евгений Наздратенко с самого начала своей карьеры последовательно выступал в поддержку обладателей японских автомобилей. Его главный политоппонент Виктор Черепков, впрочем, тоже всегда был за правый руль. Ибо для любого приморского политика сказать "пару ласковых" про народные "тойоты" и джипы стало бы актом политического самоубийства.

Меж тем лоббисты российского автопрома твердо решили добиться от дальневосточников желаемого не мытьем, так катаньем. Не запретом на ввоз, так увеличением пошлин на него. Они и повышались не реже чем раз в два-три года. Сказать, что подобная политика привела к росту продаж отечественных автомобилей, нельзя. Напротив, импорт японской подержанной техники ежегодно рос: стали ввозить не только легковушки, но и автобусы, а также спецтехнику. Да потому что все это - пусть и подержанное - однозначно лучше новеньких "волг" и "газелей" - как комфортом, так и качеством, не говоря о существенной разнице в цене...

Губернатор Сергей Дарькин в общем и целом придерживался в отношении иномарок той же линии, что и его предшественник. В октябре 2003 года Сергей Михайлович даже сообщил на своей встрече с депутатами ЗС ПК:

- Межведомственная комиссия по подготовке края к вступлению России в ВТО активно отстаивает наши интересы в этом вопросе. Я надеюсь, что к 2005 году пошлины на иномарки будут полностью отменены или значительно уменьшены.

Вроде бы из губернаторского спича следовало, что поддержка на федеральном уровне у идей Дарькина снизить пошлины была и есть. Но... Отмена пошлин осталась благим пожеланием, а после их повышения в 2005 году "тарифы доставки" авто из Японии достигли критического уровня.

Автолюбитель как публичный политик

2005 год запомнился приморцам не только повышением пошлин. Правый руль вновь оказался под угрозой запрета. На сей раз статус Владивостока как автомобильной столицы Дальнего Востока спасли не чиновники и депутаты, а... продавцы автомобилей.

Местные автодилеры создали "Общества защиты автомобилистов Приморья", возглавил это движение директор ООО "Веросса" Дмитрий Пенязь. Ему за полтора года удалось объединить в сообщество как коммерсантов, так и широкие массы сограждан, имеющих "колеса". Боролось движение против повышения таможенных пошлин, необоснованных поборов с автодилеров через новые таможенные каталоги в ДВТУ и против печально знаменитого введения сертификата "Евро-2".

Результаты борьбы таковы. Повышение пошлин все же состоялось. Но с таможенниками дилерам удалось прийти к определенному компромиссу, хотя "Евро-2" и ввели. Дмитрий Пенязь стал первым баллотировавшимся в ЗС ПК политиком, построившим свою предвыборную кампанию в основном именно на теме защиты прав автомобилистов: даже усадил за руль "тойоты" вице-спикера Госдумы РФ и передал через него протесты приморских автолюбителей прямо в Госдуму! Чем и создал своеобразный прецедент введения в политологию темы борьбы с автопромом России, что, скорее всего, скоро возьмут на вооружение многие кандидаты в любые органы власти.

Приморский патриотизм

В минувшем декабре вопрос о правом руле заострился донельзя. Сенатор-единоросс Владимир Федоров внес на обсуждение Госдумы законопроект, который ставил "неправильный" руль фактически вне закона. Часть товарищей по фракции ЕР Федорова поддержала, часть - нет. В результате, правда, руководство "Единой России" инициативу Федорова отвергло, и тот оставил эту тему.

Если в федеральном центре вопрос о праве японских иномарок на жизнь постоянно оспаривается, политические силы в Приморье сохраняют удивительное единство, его защищая. Неудивительно - ведь альтернативы таким автомобилям для приморцев просто нет. Это все хорошо понимают.

Политолог Петр Ханас: "В основе конфликтов по правому рулю лежит борьба между дальневосточными экономическими группами, которые его защищают, и группами из центральных районов страны, которые пытаются продавить на наш рынок свои леворульные автомобили. Никаких экономических оснований для отмены правого руля в России нет: за счет пошлин на машины и торговли запчастями идет хорошее пополнение как федерального, так и краевого бюджета. Административными рычагами эту проблему не решить. Правый руль будет побеждать, пока автоконцерны с запада не привезут к нам качественные машины по привлекательной стоимости, пока не предоставят своим авто хороший сервис. Для западных моделей у нас пока совсем нет запчастей.

Депутат Госдумы Владимир Гришуков, являющийся первым секретарем Приморского крайкома КПРФ, высказывается "за развитие отечественного автомобилестроения", но в то же время считает, что автопром не следует защищать в ущерб миллионам сограждан. Гришуков заверяет, что коммунисты не собираются голосовать за отмену правого руля.

Местные единороссы, как говорилось выше, тоже активно поддерживают приморское движение в защиту "правого руля". Заместитель руководителя регионального исполкома партии "Единая Россия" Александр Зубрицкий замечает: "Когда дело касается поддержки правого руля, противоречия между приморцами исчезают. Есть и торжествует такое явление, как региональный патриотизм".

6 декабря 2006 года "Общество защиты автомобилистов Приморья" провело очередную широкомасштабную акцию "Правый руль имеет право". Больше 500 автомобилистов Приморья приняли участие в предупредительной акции протеста против отмены правого руля во Владивостоке. Они проехали по улицам города на своих личных иномарках с зажженными фарами и гудками от центра до окраины, двигавшиеся навстречу тоже включали фары и гудели - половина машин приморской столицы проехала таким образом в знак протеста. Поддержанные разными политическими силами, от ЕР до коммунистов, совместно с властями края автолюбители опять вроде бы отбили атаку лоббистов автопрома. Как заметил по поводу правого руля спикер краевого парламента Виктор Горчаков, подводя итоги 2006 года, "на ближайшие года три мы себя от давления из Москвы обезопасили".

Константин Сергеев

Поделиться:

Наверх