67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 4 м/c
09 мая
Воскресенье

Политика

Получатели субсидий нищают и хватаются за телефоны, на очереди - топоры и вилы

Сигналы бедствия регулярно поступают из муниципалитетов края в "белый дом" - в Приморье растет социальная напряженность по поводу резкого снижения количества и уровня субсидий на оплату коммунальных услуг. Депутаты Законодательного Собрания края вновь и вновь отправляют губернатору обращения с предложением пересмотреть систему начисления субсидий в Приморье. Зиме конец, однако ничего не меняется.

Закон что дышло

Причина народных треволнений банальна: чиновники, следуя букве закона при назначении субсидий, совершенно забыли про его социальный характер. В октябре 2006 года губернатор подписал постановление №226-па, согласно которому значительно изменялась действующая с 90-х годов система начисления субсидий. Официальный предлог такой: постановление приводит местную систему социальной поддержки в соответствие с требованиями Жилищного кодекса РФ и других федеральных законов. На практике нововведение обернулось фактическим снижением субсидий практически для всех ранее ее получавших, причем у более чем 40% ранее субсидировавшихся выплаты и льготы снизились весьма значительно, а 15% оформлявшихся и вовсе не получили ничего (см. таб.). Тут повлияло, с одной стороны, уменьшение региональных стандартов оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), с другой - градация всех получателей субсидий на пять категорий - в зависимости от степени благоустроенности жилья, в котором они проживают.

Приморские законодатели, столкнувшись с недовольством своих избирателей, не на шутку озаботились сложившейся проблемой и ищут выход из тупика. Некоторые, впрочем, считают, что не все так просто. Так, член комитета по социальной политике Анатолий Беляев говорит о том, что "краевая администрация, скорректировав выплаты субсидий, поступила в соответствии с федеральным законом. Сделать иначе было нельзя - тогда бы прокурор сказал свое веское слово. Мы ищем компромиссное решение - чтобы и люди не пострадали, и закон не нарушать". Впрочем, в губернаторском постановлении к букве федерального закона отнеслись достаточно творчески. Так, нигде в законе не прописано, что при расчете субсидий региональные стандарты должны рассчитываться исходя из пяти категорий жилья различного уровня благоустройства. В Постановлении правительства РФ от 14 декабря 2005 г. №761 всего лишь установлено: "для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости ЖКУ отдельно для многоквартирных домов и жилых домов индивидуального жилищного фонда".

Не навреди

Позиция спикера Законодательного Собрания Виктора Горчакова, как стало известно "Н", такова: законы, постановления и другие подзаконные акты в РФ и Приморье нередко противоречат друг другу. Понятно, что краевые законы надо дорабатывать и доводить до ума. С другой стороны, принимая и используя на практике имеющиеся несовершенные правила, следует исходить из принципа "не навреди": жизнь людей ухудшаться не должна. Спикер инициировал создание рабочей группы "по разработке предложений по улучшению положения получателей субсидий", которая состоит из депутатов двух комитетов: по бюджетно-налоговой и по социальной политике плюс представителей администрации края.

Как замечает секретарь комитета по бюджетно-налоговой политике ЗС ПК депутат Арсеньева Владимир Беспалов, заседания рабочей группы, куда входит и председатель комитета Галуст Ахоян, длятся вот уже месяц, с 18 января. Группой было разработано несколько конкретных рекомендаций. Во-первых, увеличить региональный стандарт стоимости ЖКУ, во-вторых, дифференцировать этот стандарт по периоду оказания услуг, в-третьих, установить два (вместо пяти) стандарта стоимости ЖКУ в зависимости от типа домов, в-четвертых, снизить процент максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ с 22 до 17%.

Однако, по словам Беспалова, "сейчас возникла непонятная пауза - никакого движения наши предложения не получили, как до, так и после январской сессии. "Белый дом" обещал исправить ситуацию еще с Нового года, однако люди в январе получают те же пониженные субсидии, что в ноябре-декабре 2006 года. На днях я подготовил новое обращение к губернатору. Времени терять нельзя - в Кавалерово, Спасске, Арсеньеве, Большом Камне на улицу уже выходят митинги недовольных приморцев. Большинство коллег меня поддерживают - никто из них не хочет роста напряжения в обществе".

Владимир Беспалов возлагает вину за происходящее на департамент социальной защиты администрации края: "Посмотрите - в октябре чиновники снизили региональный стандарт на 40%. Думаю, соответствующее постановление губернатор даже и не видел. В декабре в "белом доме" ужаснулись тому, что получилось, полетели доклады на стол вице-губернатору, а тут уже январские праздники...".

Депутат замечает, что никаких экономических предпосылок для снижения уровня субсидий на самом деле нет. "Во-первых, понятно, что доходная база бюджета существенно занижена, к июню мы преодолеем искусственно созданный дефицит. Во-вторых, нет даже и необходимости в пересмотре бюджета. Того, что заложено на 2007 год на субсидии, хватит на выплаты с учетом предложений депутатов, с учетом понижения порога оплаты ЖКУ из собственных доходов с 22 до 17 процентов. Мы показали свои расчеты представителям администрации, и они нам не нашли чем возразить".

Сезон пиара в разгаре

По информации "Н", единственное, на что пока готова пойти краевая администрация, - разбить оплату отопления в Приморье на 12 месяцев. Это вместо того, чтобы ввести разные стандарты оплаты для "зимы" и "лета". Но, во-первых, каждый гражданин вправе сам выбирать: платить ему за тепло каждый месяц или по факту предоставления услуги. Во-вторых, человек, который оплачивает тепло каждый месяц, не в состоянии будет потребовать возмещения убытков за возможное некачественное оказание этой услуги в холодное время года: деньги за услугу им "уже уплочены". В-третьих, коли размеры субсидий для малоимущих стали мизерными, как поможет нищим приморцам разнос оплаты за теплоснабжение на год?

Если говорить откровенно, по мнению многих избирателей, внутри нашего депутатского корпуса нет твердого и сформированного желания добиваться реального улучшения жизни земляков за счет собственных средств края. Практически все председатели комитетов ЗС ПК откровенно смотрят в сторону "белого дома": типа чего изволите и как прикажете? Руководитель комитета по социальной политике Руслан Кондратов, например, хорошо попиарился в январе, "отстаивая интересы малоимущих", но никаких реальных шагов в поддержку интересов населения ни его комитет, ни сам Кондратов не сделали.

...Пройдет зима, закончится отопительный сезон, затихнет и недовольство населения - летом-то платить за ЖКУ всяко разно придется меньше. Сэкономленные деньги краевая администрация, как водится, направит на поддержку самых перспективных социальных проектов - в области становления на обе ноги профессионального спорта Приморья, разумеется...

Информация о количестве семей, у которых величина субсидии уменьшилась при применении новой системы расчета
Наименование муниципального образования Количество получателей, у которых субсидия уменьшилась более чем на 25% Количество получателей, которые лишились субсидии полностью Процент от получателей субсидии в октябре 2006 года.
Арсеньевский городской округ 4389 781 62
Артемовский городской округ 2894 1133 92
Городской округ ЗАТО г. Большой Камень 1983 286 53
Владивостокский городской округ 5617 2215 70,5
Дальнегорский городской округ 3226 1461 55
Дальнереченский городской округ 1075 398 62
Лесозаводский городской округ 1224 389 43
Находкинский городской округ 1350 330 15
Партизанский городской округ 2690 288 75
Городской округ Спасск- Дальний 3911 490 63
Уссурийский городской округ 870 283 9,4
Городской округ ЗАТО г. Фокино 1452 384 56
Анучинский муниципальный район 77 33 36
Дальнереченский муниципальный район 28 421 67
Кавалеровский муниципальный район 1806 457 75
Кировский муниципальный район 363 697 54
Красноармейский муниципальный район 801 189 48
Лазовский муниципальный район 431 126 56
Михайловский муниципальный район 458 37 36
Надеждинский муниципальный район 150 279 32
Октябрьский муниципальный район 1815 905 91
Ольгинский муниципальный район 105 24 67
Партизанский муниципальный район 895 69 86
Пограничный муниципальный район 163 121 70
Пожарский муниципальный район 827 169 54
Спасский муниципальный район 312 461 74
Тернейский муниципальный район 76 118 37
Ханкайский муниципальный район 426 248 65
Хасанский муниципальный район 1074 198 56
Хорольский муниципальный район 131 602 21
Черниговский муниципальный район 1016 697 59
Чугуевский муниципальный район 301 278 40
Шкотовский муниципальный район 581 260 55
Яковлевский муниципальный район 597 354 60
Итого 43114 15181 55,7

Константин Сергеев

Поделиться:

Наверх