68,48 ↓ 100 JPY
11,56 ↓ 10 CNY
74,86 ↓ USD
66,46 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 4 м/c
06 мая
Четверг

Политика

Мы делили апельсин

Скандальный законопроект может поставить крест на реализации национального проекта "Доступное жильё" во Владивостоке

С 1 июля 2006 года вступает в действие Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Документ делегирует все полномочия по распоряжению землей местным органам власти (раньше земельные вопросы решались на региональном и федеральном уровнях), а также приблизит кадастровую стоимость земли к рыночной - последнее изменение направлено на борьбу со спекуляциями землей. Изменил закон и правила приобретения в собственность земли, находящейся в "государственных руках". Повторюсь, по главной сути закона право распоряжаться землей делегировано правительством страны местным муниципалитетам.

Инициатива предсказуема

Однако приморским муниципалитетам (особенно Владивостоку) рано радоваться! 7 июня на заседание комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного Собрания Приморского края был представлен законопроект "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".

Ссылаясь на вышеупомянутое изменение федерального законодательства, разработчики поправки из недр исполнительной власти Приморья предлагают дополнить краевой закон положением, дающим субъекту Федерации (читай - краевой администрации) право распоряжаться теми земельными участками в административном центре Приморского края, государственная собственность на которые не разграничена. Несмотря на то что защищать перед народными избранниками законопроект явился председатель авторитетного комитета по управлению государственным имуществом АПК Владимир Книжник, депутаты отреагировали на проект закона неоднозначно. Против выступили многие депутаты, представляющие партию "Единая Россия". Нет поддержки законопроекта и у депутатов-аграриев.

Сергей Сидоренко, председатель комитета ЗС ПК по продовольственной политике и природопользованию: - На заседании комитета депутаты обсудили проект закона "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае". В документе идет речь о землях, на которые еще не проведено разграничение прав собственности. Причем говорится не обо всех муниципальных землях, а только о территории столичных городов, краевых и областных центрах. В нашем случае - о Владивостоке. В связи с тем, что в процессе обсуждения законопроекта возникло множество споров и противоречий, мы взяли паузу...

Эта долька для бобра, а для В... - кожура

Что кроется за пространной формулировкой названия законопроекта? Чего жителям краевого центра ждать (хорошего или плохого) от, возможно, грядущего нововведения? Судя по всему, ничего хорошего горожанам от принятия закона не светит. Ибо жизненные реалии далеки от бумажных, как север от юга.

Допустим, край забрал у муниципалитета полномочия распоряжаться земельными участками во Владивостоке. Ну и что, нам-то какая разница? А разница такая... Сегодня в мэрии, в ее управлении муниципального имущества, трудятся 150 человек, обрабатывая заявки граждан на оформление земель в долгосрочную аренду или собственность. Причем в понятие "обрабатывают" входит не только оформление самих документов, но и их масштабная предварительная проверка, сбор и обработка полученной информации... В месяц специалисты этих отделов с трудом осваивают в среднем 4500 заявок от физических и юридических лиц. В краевой администрации такой "рабсилы" просто нет. То есть потребуется создавать новые отделы и комитеты, которые станут дублировать ту же работу, что сегодня осуществляют муниципалы.

Странно и то, что Владимир Книжник, представлявший на заседании профильного комитета ЗС ПК скандальный законопроект, заявил, что в рамках законопроекта функции муниципалитета отдаются в край временно, для того, чтобы стимулировать земельные отношения в городе. А потом, мол, все вернется на круги своя. Однако сегодня во Владивостоке достаточно успешно ведется работа как по кадастровому учету земель, так и по проверке и оформлению прав собственности на землю. Из бюджета города на эти нужды в 2006 году выделено 50 млн рублей. Для чего и кому нужно отдавать все это краю, которому так или иначе придется начинать работу с нуля, не совсем ясно. Тем более что полностью устранить город от участия в землеотведении все равно нельзя.

Анатолий Новиков, депутат Законодательного Собрания Приморья, член комитета по региональной политике и законности:

Доступное жильё останется мечтой?

Принятие законопроекта поставит под сомнение и экономический потенциал краевого центра, и выполнение социально значимых проектов, в первую очередь по строительству жилья в рамках национального проекта "Доступное жилье". Ведь сегодня для того, чтобы получить землеотвод под строительство жилого дома, требуется обойти 40 инстанций, собрать кучу разрешающих подписей. Создание дополнительной бюрократической (краевой) системы только усложнит этот и без того нелегкий и небыстрый процесс. Получается, что законопроект, если не дай Бог станет законом, усложнит жизнь многим и многим горожанам.

Анатолий Новиков: - И законодательная, и исполнительная власть, принимая какие-то решения, должна задавать себе вопрос: а насколько удобна и полезна реформа людям? Пока я усматриваю в этом законопроекте лишь создание дополнительного препона, дополнительной бюрократической системы. Плюс затягивание процесса оформления земель. Потому что не получится просто отдать эти земли в край, все равно решения придется согласовывать с городом. Например, край решит построить где-то магазин, а у города на этом месте уже запланирована детская площадка или жилой дом.

Кому выгодно?

Олег Липаев, депутат Законодательного Собрания, член комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам: - Мое мнение относительно законопроекта пока не сформировано: у нас нет заключений по нему Главного правления Минюста и Правового управления ЗС ПК. Хотя, с точки зрения здравой логики, предложенная поправка не очень хороша. Согласно поправке, вокруг которой, кстати, разгорелись нешуточные споры, право пользования спорными неразграниченными территориями передается администрации края. Для городских властей это, безусловно, неприятный подарок, так как, согласно Закону "О местном самоуправлении", полномочия определения статуса земель всегда принадлежали муниципалитетам. Сейчас федеральные земли находятся под федеральными зданиями, краевые - под краевыми, муниципальные - соответственно под муниципальными. Все остальные земли являются "свободными", на которые не разграничено право собственности. Это достаточно большой "кусок" городской территории. Определять статусность этих земель, а значит, и то, кто будет их собственником, - основная задача главы администрации города. Однако, по законопроекту, получается, что у городской администрации отбираются ее основные полномочия. А ограничение полномочий муниципальной власти - это очень серьезный вопрос.

Я вижу в этой инициативе исполнительной власти Приморья скорее экономическую подоплеку, нежели действительно необходимость повышения эффективности земельных отношений в городе. АПК не сделает работу по разграничению этих земель и определению их статуса лучше, чем городская администрация.

Зададимся вопросом: а если существенной разницы нет, то зачем изменять установленный законом порядок? Кому это нужно?

В настоящее время в краевом центре права собственности не оформлены примерно на 40% земельных участков. Кроме того, значительная часть земель на территории Владивостокского городского округа попадает в категорию городских и военных лесов, а 10% находится в федеральной собственности.

Инесса Буслаева

Поделиться:

Наверх