68,08 ↓ 100 JPY
11,49 ↓ 10 CNY
74,04 ↓ USD
65,83 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 2 м/c
14 мая
Пятница

Политика

За честные выборы

Главным событием "весеннего обострения" политической борьбы на электоральном поле Приморья стало принятие приморским парламентом Устава Приморья и долгожданного проекта Избирательного кодекса Приморского края, представленных ЗС ПК депутатом Николаем Марковцевым

- Я сделал максимально возможное, чтобы упростить выборный процесс. Изменения кодекса позволят сделать выборы более прозрачными, честными и открытыми, коснутся всех будущих кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, - так охарактеризовал проект нового закона Приморья его автор.

- Однако на прошедшей сессии Законодательного Собрания председатель крайизбиркома Сергей Князев практически обвинил вас в плагиате, да и вы не отрицаете, что два проекта кодекса - от КИК и Марковцева - отличаются немногим...

- И это правильно, потому что оба проекта базово опираются на федеральный закон о гарантиях избирательных прав, который прописывает и устанавливает все основные положения будущего краевого Избирательного кодекса. Мы можем регулировать лишь немногие статьи и положения. Их пять. Это голосование по открытым или закрытым партспискам, размер избирательного фонда и залога, порог прохождения партий в органы власти, норма досрочного голосования или его отсутствие, а также порядок сбора подписей.

Если сравнить федеральный закон с проектом избиркома и моим проектом Избирательного кодекса Приморья, оба они своими общими положениями дублируют ФЗ. Оба. Так что плагиатом скорее занимались члены КИК, слепо скопировавшие федеральный закон - без привязки его к реалиям политической жизни Приморья. Я же, напротив, изменил и упростил те нормы ФЗ, которые могут существенно повлиять на исход выборов в крае, сделают их более демократичными и народными.

- Идеален ли Избирательный кодекс Марковцева?

- Лучшее - враг хорошего. Нет, к сожалению, я не смог устранить из своего проекта тех недостатков, которые заложены в федеральном законе, но противоречат общепринятым нормам международного права. Например, вопрос о прозрачных урнах для голосования... ФЗ их запрещает, а они введены законами почти во всех странах мира! Без привязки к ФЗ приморцы могли бы самостоятельно определять, какой процент властной структуры (того же Законодательного Собрания) следует избирать по партийным спискам и одномандатным округам.

В целом же мой проект - и это наглядно показало голосование коллег за него - больше устраивает избирателей. Написан он просто и понятно, не под избирательные комиссии, уже открыто (как это случилось в Дальнегорске) соглашающиеся с лишь слегка завуалированным подкупом избирателей, не под исполнительную власть, а под запросы народа.

- В чем все же отличия кодекса Марковцева от крайизбиркомовского проекта закона?

- Я предложил существенно (с трех миллионов рублей до двух) уменьшить размер избирательного фонда кандидата (меньше возможностей для подкупа), отменить досрочное голосование (исполнительной власти труднее станет загонять избирателей на участки для голосования "под себя" или "своего" кандидата), упростить сбор подписей, уменьшить избирательный барьер для партий с 7% до 3% (тогда в ЗС ПК войдут депутаты не меньше чем от пяти-шести партий), проводить выборы "партийных депутатов" исключительно по открытым партийным спискам. Коллеги дружно (23 голоса "за") поддержали мой вариант правок кодекса.

- Не боитесь, что ваши поправки выхолостят - и превратится "Кодекс Марковцева" в отложенный под сукно проект КИК?

- Основная борьба впереди, особенно во втором чтении законопроекта. Многое будет зависеть от партийных депутатских блоков в парламенте, и особенно от "Единой России". Я готов поступиться принципами и согласиться с повышением партийной проходимости в парламент до 5%. Однако совершенно недопустимо закрывать от избирателя партийные списки (тогда снова пролезут во власть денежные мешки, а не представители народа), повышать избирательный фонд, разрешать досрочное голосование... Что можно поправить и исправить в моем проекте? Можно прописать порядок формирования многомандатных округов - они разрешаются новым Уставом Приморья. Можно еще больше снизить сумму избирательного фонда. Почему? Да потому что от нее зависит размер избирательного залога - если кандидат не собирает подписи в свою поддержку. Сегодня он составляет 200 000 рублей - таких денег просто нет у собирающихся во власть врачей, учителей, военных, честных чиновников и депутатов. А значит, круг кандидатов сужается.

- Чем вызвано ваше недавнее предложение сократить количество депутатов Законодательного Собрания вдвое - с 39-ти до 20-ти?

- Это мое предложение - поправка к Уставу Приморья, в основе которого тоже лежит моя законодательная инициатива - коллеги не поддержали. Однако я по-прежнему считаю, что сокращение депутатского корпуса в ЗС ПК актуально и обосновывается несколькими принципиальными соображениями.

Первое. Приморье не так богато, как хотелось бы. Мы пока считаем каждую копейку бюджета: например, не можем найти 15 млн рублей для льгот труженикам тыла. Мое предложение в два раза сократит бюджет парламента. А сократив его количественный состав, мы высвободим на добрые и нужные дела целых 100 млн рублей! Ежегодно!!!

Второе. Ну не работают на благо народа все 38, 39 или 40 депутатов! Дело не в их лени или глупости. Многие мои коллеги по уши влезли в бизнес, вырваться из джунглей которого для служения народу, работы над законами, участия в парламентских слушаниях им непросто. Именно "работа" таких депутатов-директоров срывает депутатскую явку на комитеты и заседания, именно из-за таких "бизнесменов" окончание многих заседаний ЗС ПК проходит при полупустом зале... Им некогда!

Третье. 20 народных избранников смогут работать только на освобожденной основе (сейчас в ЗС ПК 23 освобожденных депутата). То есть работать профессионально: они будут посещать все текущие комитеты, планерки, заседания краевого парламента, будут нести равную ответственность перед избирателями за принятые и непринятые законы и решения!

Четвертое. Изменится качество депутатского корпуса. Бизнесмены, избравшись в ЗС ПК, чаще всего здесь лишь числятся - работают их секретари да помощники, которые решений не принимают. Но парламентарий, т.е. народный избранник, - это профессия, работа, обязанность и ответственность, которым нужно отдавать себя без остатка.

Такой цельной и реальной ветви власти в Приморье пока нет.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх