68,08 ↓ 100 JPY
11,49 ↓ 10 CNY
74,04 ↓ USD
65,83 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 2 м/c
14 мая
Пятница

Политика

Куда пойти, куда податься, к кому прийти, за что отдаться?

Нынешний состав приморского депутатского корпуса активно подталкивают к акту коллективного политического "самоубийства"

Вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи, весьма актуален для подавляющего большинства нынешних депутатов Законодательного Собрания Приморского края (ЗС ПК), поскольку большая часть из них явно желает продолжить заниматься уже привычным для себя делом - быть депутатом-политиком.

Хитросплетения традиционной приморской политики, изобилующей предательством, закулисными интригами и просто торговлей мало-мальски раскрученным именем, заложенные еще Черепковым, Наздратенко и Копыловым, в первый срок правления нынешнего губернатора, казалось, уйдут в прошлое. Однако - ох уж эти традиции! - все началось сызнова, и причина этого, пожалуй, абсолютно ясна: вершина приморского олимпа манит жаждущих посильнее наркотиков (недаром же говорят, что жажда власти сильнее наркозависимости). Изменившиеся правила определения регионального чемпиона внесли существенные коррективы и в "командные состязания" нашего края. И в битве за первенство двух главных друзей-соперников действующим приморским парламентариям отводится роль разменной монеты.

Предстоящие в октябре 2006 года выборы депутатов Законодательного Собрания Приморского края могут пройти по двум наиболее вероятным схемам.

Всем спасибо, все свободны

Схема №1. Выбор только по партийным спискам.

Именно этот вариант мы приводим как №1, поскольку шансы его принятия в настоящий момент, как никогда, высоки. Политтехнологическая молва причисляет к ее наиболее рьяным сторонникам нового вице-губернатора Николая Сидорова (экс-"Имидж-Контакт"). Законопроект, вынесенный депутатами фракции партии "Единая Россия", активно лоббируется Анатолием Новиковым и уже одобрен комитетом по региональной политике и законности (наряду со взаимоисключающим вариантом, предусматривающим создание многомандатных округов).

Преимущества данного варианта для администрации Приморского края (АПК) понятны: в этом случае выборы пройдут под полным контролем АПК и без каких-либо неожиданностей со стороны отдельных личностей. Посторонним при данном варианте вход однозначно будет воспрещен. Из игры сразу выпадут ненужные варяги, персоны нон-грата местного масштаба и т.п. Ведь игра в партийные выборы требует весьма больших финансовых, организационных и, главное, административных ресурсов. Проходных партий не так уж и много.

Та же самая молва приписывает АПК уже приобретенное право формирования списков наиболее перспективных в плане выборов партий: "Единой России", ЛДПР и КПРФ. "Списки всех этих партий будут формироваться в "белом доме", - однозначно утверждают приморские политологи.

Как итог в состав депутатов Законодательного Собрания Приморского края четвертого созыва смогут пройти лишь те, кто получит благословение у АПК. Или просто приобретет место в партийном списке. Кроме того, всерьез будет осложнено положение команды владивостокского мэра. Его вынудят активно вести переговоры с губернатором и идти на компромиссы, что, по заявлениям тех же "слухмейкеров", он уже и сделал.

Для имеющих очень хорошие (лучше всего дружеские) отношения с губернатором это означает почти стопроцентную гарантию прохождения в новый депутатский состав.

А вот что дает эта схема для депутатов нынешнего созыва, чем будут "покупать" их согласие составители партийных списков? Да все тем же - предсказуемостью выборов.

Тех депутатов, кто имеет высокие рейтинги в отдельно взятых районах/городах, попросят поработать на имидж и административную поддержку нужных партий: "Вы поддержите общий интерес, а мы включим вас в список нужной партии". Тех, кто таким электорально-административным ресурсом не обладает, но готов служить, либо попросят исполнить роль просто статистов, поднимающих руку, либо наиболее "одаренным" поручат прохождение или обсуждении пары-тройки "нужных" вопросов до выборов.

И тем и другим будут обещать одно: включение в список нужной партии на нужной позиции. С обещанием определенных гарантий.

Но вот именно гарантии - это самое слабое звено в "сидоровской" схеме. Даже при большом желании невозможно сделать так, чтобы де-факто исключить в самый ответственный момент либо вылет из списка, либо непопадание в число депутатов после подведения итогов выборов. Нельзя же в самом деле составить нотариально заверенный договор по данному вопросу...

Реально все будет завесить от благосклонности или просто настроения сильного края сего. Причем особую группу риска составляют те депутаты, кто имеет сегодня хоть какой-нибудь политический вес. Резонов оставить их по итогу за бортом "большой" приморской политики куда больше, чем сдержать слово и дальше считаться с ними в последующие пять лет (срок полномочий депутатов Законодательного Собрания Приморского края четвертого созыва).

Что нужно? 26 голосов при обсуждении соответствующей поправки в Устав Приморского края.

Что последует? Политический диктат АПК. Возможная "гибель" как политической "элиты" нынешнего состава Законодательного Собрания Приморского края, так и даже самых ярых, но "бедных" сторонников АПК, если их места окажутся распроданными посторонним "толстосумам".

Что даст краю? Полная "отстраненность" АПК от районов и городов при обсуждении тех или иных вопросов в Законодательном Собрании Приморского края, особенно при делении краевого бюджета. Никаких "наказов избирателей" с разбиением по районам уже не будет по сути.

Ты - мне, я - тебе

Схема №2. Половина - по партийным спискам, половина - от территорий.

Менее предсказуемый вариант для АПК, но дающий больше простора для нынешнего депутатского состава и новых игроков. Именно при этой схеме нынешние депутаты могут чувствовать себя более-менее спокойно. И вот почему. Данная поправка в устав края, предусматривающая формирование одномандатных и (или) многомандатных округов (вынесенная депутатом Марковцевым), также одобрена комитетом по региональной политике и законности Законодательного Собрания Приморского края.

Схема "торгов" следующая: депутаты, имеющие электорально-административный потенциал, включаются в список нужных партий, за это осуществляют у себя на территории поддержку данных партий. В качестве страховки эти же самые депутаты идут по одномандатным округам, при этом АПК в качестве ответного шага не выставляет по их округам своих кандидатов.

Если депутат проходит по одномандатному округу, то он освобождает место в партийном списке для кандидата АПК. А если проиграет на округе? В этом случае его судьбу решит АПК. Пожелает - проведет через партийный список. Не пожелает... См. схему №1.

Что нужно? Оставить в Уставе Приморского края принцип формирования Законодательного Собрания Приморского края таким, как есть: 20 депутатов от партий, 20 - от территорий.

Что последует? Хоть какое-то подобие предвыборной борьбы, сохранится возможность сыграть индивидуальную игру.

Что даст краю? Придется еще некоторое время считаться с районами.

Как разминкой накануне основной "подковерной" борьбы был отмечен законопроект Надежды Мыловой, предусматривающий удвоение депутатского состава до 78 (39 по спискам и 39 по одномандатным округам) человек. Который, впрочем, был снят с рассмотрения после консультаций с представителями АПК. Так же не получило одобрения предложение Николая Марковцева о 20 депутатах (10 - партии, 10 - одномандатники). Как определенная интрига - вынесение сразу двух вопросов о партийных списках и многомандатных округах на очередное заседание законодателей 1 марта. Видимо, оргработа с депутатами проведена некачественно и не полностью.

Так что среди открытых вопросов, кроме полностью партийных выборов, - возможность формирования многомандатных округов по городам (Владивосток, Уссурийск и Находка).

Трепетным вопросом для депутатов также остаются вариации и сроки нарезки одномандатных округов. Пока они успокаиваются одним: нарезку ведет краевой избирком, однако утверждение находится в праве депутатского корпуса. Хотя понятно, что новая нарезка будет внесена в тот момент, когда поправить уже ничего будет нельзя. И даже не утвержденная депутатами, она будет введена в действие решением суда.

А вообще, депутатам можно только посочувствовать. Накануне своего триумфального утверждения краевым парламентом в феврале 2005-го губернатор обещал им исполнение почти всех тайных желаний, вплоть до увеличения численности законотворцев до 78-ми. Не говоря уже о прохождении в состав следующего созыва или о распределении в нем должностей. Однако спустя год после "инаугурации" напоминать о прошлых обещаниях депутатам стало уже боязно. Это может быть расценено как признак не просто дурного тона, но и определенной политической недальновидности.

Наш прогноз потенциала российских партий на выборах Законодательного Собрания Приморского края в октябре 2006 года

  • "Единая Россия": 15-20% без административного ресурса, от 37 до 50% при его наличии.
  • ЛДПР: 15% без адмресурса, 20% при административной поддержке.
  • КПРФ: 15% без административного противодействия, до 35% при административной поддержке, 7-10% при административном противодействии.
  • "СПС" - 5%, "Яблоко" - 4%, "СПС + Яблоко" - 7-8%. Административного противодействия или поддержки осуществляться, вероятнее всего, не будет.
  • "Родина": 10% без административного противодействия, 5% при таковом. Серьезное противодействие как на федеральном, так и на региональном уровне.
  • Аграрная партия России: не более 3% при сохранении нынешних тенденций, 5-8% при существенном финансовом вложении в продвижение партии. Противодействие возможно на уровне персоналий.
  • Российская партия пенсионеров: 7% при существенном финансовом вложении в продвижение партии, не более 1% при нынешней ситуации. Противодействие возможно на уровне персоналий.
  • Российская партия жизни: 2% при существенном финансовом вложении в продвижении партии, не более 0,5% при нынешней ситуации. Противодействие возможно на уровне персоналий.
  • "Свобода и народовластие" (если партия будет соответствовать требованиям федерального законодательства): 5% при нынешней ситуации, 3% при административном противодействии, 7% при административной поддержке. Вероятнее всего союз с нынешней администрацией Владивостока.

Игнат Ратовский

Поделиться:

Наверх